Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Насколько далеко мы зайдем ради Грузии?

Грузинская модель безопасности была основана на постулате о будущем членстве страны в НАТО.

Насколько далеко мы зайдем ради Грузии? picture
Насколько далеко мы зайдем ради Грузии? picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Многие западные лидеры и, несомненно, некоторые члены будущей администрации Обамы очень хотят сделать вид, будто этой горячей точки не существует. Президент Франции Николя Саркози, при посредничестве которого было заключено соглашение, завершившее российско-грузинскую войну, публично заявил, что русских, которые копают эти окопы, на самом деле не существует.

Monday, December 1, 2008; A17

Ахалгори, Грузия - Российские войска, размещенные на блокпосте в этом горном районе, копают окопы, укладывают мешки с песком и ставят ограждения - это выглядит как начальный этап создания укрепленной границы. До августа район города Ахалгори был неоспоримо грузинской территорией, населенной исключительного грузинами. Теперь он оккупирован Россией и марионеточным правительством самопровозглашенной республики Южная Осетия.

Это означает огромный потенциал напряженности, а для Владимира Путина - легкий способ испытать нового американского президента. В тот день, когда я посетил блокпост, неподалеку на придорожной мине подорвались несколько грузинских полицейских. На прошлой неделе, когда сюда прибыли президенты Грузии и Польши, их кортеж был обстрелян. Мирные грузины, оставшиеся за российскими блокпостами, подвергаются давлению со стороны новых властей, которые требуют, чтобы они получали российские паспорта.

Многие западные лидеры и, несомненно, некоторые члены будущей администрации Обамы очень хотят сделать вид, будто этой горячей точки не существует. Президент Франции Николя Саркози, при посредничестве которого было заключено соглашение, завершившее российско-грузинскую войну, публично заявил, что русских, которые копают эти окопы, на самом деле не существует. Все российские войска покинули территорию, занятую в августе, заверял он недавно других лидеров Европейского Союза.

Но эти окопокопатели здесь - и это ощутимое доказательство того, что российская кампания против Грузии далека от завершения. И как бы Барак Обама ни желал сфокусировать отношения с Москвой на контроле над вооружениями или сдерживании Ирана, сначала ему придется решить, что делать с этим противостоянием - и энергичным, импульсивным и пламенно прозападным лидером Грузии.

Этот бойкий политик, Михаил Саакашвили, прочно сидит в своем дворце в Тбилиси, несмотря на то, что Путин (в разговоре с Саркози) пообещал 'повесить его за яйца'. Но модель сближения с Западом, избранная Саакашвили, выглядит шаткой. Его команда, состоящая из молодых (30 с небольшим) профессионалов, свободно говорящих по-английски, освободила экономику страны, которая благодаря инвестициям переживает теперь бум, и отразила экономический бойкот России. Но после войны и глобальной финансовой паники деньги инвесторов исчезли, и теперь правительство выживает благодаря подачкам администрации Буша и Европейского Союза.

Саакашвили создавал образ Грузии как модели демократии в авторитарном регионе, обещал новую волну либеральных реформ. Однако политическая ситуация в Тбилиси, похоже, стагнирует. Оппозиционные партии слабы и расколоты, а люди президента контролируют большую часть СМИ. Хотя идут соответствующие парламентские слушания, никто еще серьезно не оспорил бездумное решение Саакашвили нанести удар по российским силам в Южной Осетии в ночь с 7 на 8 августа, в результате чего он попал в военную и дипломатическую ловушку, методично готовившуюся Путиным.

Грузинская модель безопасности была основана на постулате о будущем членстве страны в НАТО. Вместо того, чтобы готовить вооруженные силы к защите страны, Саакашвили выписывал американских инструкторов, которые подготавливали их к миссиям НАТО - таким, как в Ираке. Теперь Россия доказала, что наземное вторжение - это реальная угроза, а война подтолкнула и без того колеблющихся европейцев к тому, чтобы отказаться от дальнейших дискуссий о НАТО. Так должна ли теперь Грузия покупать противотанковые ракеты и другие оборонительные системы вооружения? Стремиться к двусторонним гарантиям безопасности со стороны Соединенных Штатов? Верить в то, что западная дипломатия предотвратит новую российскую интервенцию? В Тбилиси еще никто не сформулировал ответ.

Это в значительной степени связано с тем, что грузины хотят увидеть, насколько Обама будет готов к спасению небольшой страны на побережье Черного моря, которая большую часть последних двух столетий была вассалом России. 'В настоящее время мы находимся в слабом и уязвимом положении, но чувствуем, что это может изменить новая эпоха американского лидерства, - сказал мне Саакашвили. - Соединенные Штаты еще никогда не были в более выгодной позиции для лидерства, чем сейчас. Весь мир ждет Обаму'.

Но что может сделать Обама? Избранный президент и его вице-президент Джо Байден выражали поддержку Грузии и до и после войны, несмотря на то, что конфликт был спровоцирован Саакашвили. Но для того, чтобы сохранить Грузию, пережившую войну и панику, вероятно, потребуется участие Америки на совсем новом уровне: не просто некая поддержка в плане безопасности в качестве замены членству в НАТО, но оружие для отражения русских танков; не просто советы по снижению налогов и тарифов, но и новые миллиардные субсидии для сохранения страны на плаву до тех пор, пока не вернутся инвесторы.

Путин воспримет такую помощь как подстрекательство и, возможно, использует ее для того, чтобы спровоцировать ссору между Обамой и Европой или в качестве отговорки для приостановления сотрудничества по иранскому вопросу. А если новой администрации будет неочевидно, что ради независимости Грузии стоит идти на конфронтацию с Москвой? Тогда российские войска, стоящие вдоль этой границы, несомненно, перестанут окапываться и пойдут на Тбилиси, до которого всего 20 миль.

________________________________

Мучительная история Осетии ("Le Temps", Швейцария)

Саакашвили взял Париж ("The Weekly Standard", США)

Николя Московский ("Le Nouvel Observateur", Франция)

* * * * * * * * * * *

Бунт агентов и предателей (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Даздрапутен (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Иконописный Сталин (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Двое в бочке (Общественная палата читателей ИноСМИ)