Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Конец евангелической внешней политики

Р. Нибур и новый внешнеполитический курс

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вместе с избранием президентом Барака Обамы, похоже, подошел к концу период евангелической внешней политики США. США остаются нацией верующих, христианство - их религия. Однако религиозная составляющая американской политики более не будет выражаться в стремлении инициировать крестовые походы против злодеев...

Вместе с избранием президентом Барака Обамы, похоже, подошел к концу период евангелической внешней политики США. США остаются нацией верующих, христианство - их религия. Однако религиозная составляющая американской политики более не будет выражаться в стремлении инициировать крестовые походы против злодеев.

Подобно нынешнему президенту Обама - набожный христианин. Однако, если Джордж Буш однажды назвал Иисуса Христа своим любимым философом, нынешний президент - поклонник Рейнхольда Нибура, выдающегося протестантского теолога.

Столкнувшись с трудностями, консервативные евангелисты задают вопросом: "Что бы сделал Иисус?" Мы вступаем в эпоху, когда в Белом доме будут задавать иной вопрос: "Что бы сделал Рейнхольд?"

Нибур размышлял о сложностях мировой политики, как нравственных, так и иных. Он был в высшей степени цитируемым автором, однако его прозрения не могут быть сведены к речевками или лозунгам.

Средоточие мышления Нибура - первородный грех, который он считает неустранимым и повсеместным. В падшем мире не обойтись без власти, иначе не избежать обвинений в отступничестве. Однако в силу того, что мы сами относимся к числу падших, наши притязания на невинность и бескорыстие оказываются под неизбежным подозрением. Властью, как писал Нибур, "невозможно обладать без вины, так как она неотделима от интересов". Следовательно, любая держава, обладающая могуществом, но лишенная способности к самоанализу - не самая сильная сторона Америки - представляет собой неизбывный риск не только для других, но и для себя самой.

Именно здесь перед правителем встает дилемма: ты проклят, если будешь действовать, но ты также проклят, если действовать не будешь. Воздержаться от противостояния злу из страха нарушить заповеди Бога - значит проявить безответственность. Однако считать себя интерпретатором воли Божьей - самонадеянно. Для предотвращения зла необходимо действие, но необходимо также и самоограничение. Даже достойные цели, преследуемые необдуманно, приводят к сомнительным с точки зрения нравственности плодам.

Нибур был известен своим умением точно различать ситуации. Он поддержал вмешательство США во Вторую мировую войну, но осудил бомбардировку Хиросимы и Нагасаки в конце войны. После 1945 года Нибур верил в справедливость и необходимость сдерживания СССР. Однако он яростно протестовал против вторжения во Вьетнам.

Речь Буша во время второй инаугурации, когда тот говорил о "различимом векторе истории, заданном свободой и Творцом этой свободы", явно бы устрашила Нибура. Ведь Буш имел в виду ровно то, что говорил. В мировой политике истово верующие гораздо опасней реалистичных циников.

Грандиозные кампании приводят к чудовищным последствиям. Абу-Грейб и Гуантанамо доказывают: все разговоры Буша о свободе - ложь. Если смотреть на это с позиций Нибура, то все это - предсказуемые, пусть и не очевидные следствия убеждений Буша. Лучше оставить утопии в стороне, предоставив одному Богу возможность определять направление истории.

На данный момент Обама не выглядит последователем Нибура. Кампании удаются не благодаря размышлениям, но простым тезисам: "Да, мы можем!" Однако как только рассеется пыль, есть основания надеяться, что победитель отрезвится и вспомнит о своих симпатиях к Нибуру. Лучшим проявлением трезвости будет отказ от того, что Нибур называл "нашими мечтами об управлении историей". Эти мечты возникли после окончания Холодной войны и усилились после 9/11. "История не может быть ни к чему принуждена", - подчеркивал Нибур.

У нас уже был дважды рожденный президент, намеривавшийся покончить со злом. Не сработало. Может быть, хоть наш следующий президент признает тот факт, что "зло, против которого мы боремся, это плод иллюзий, схожих с нашими собственными". Для преодоления сегодняшних трудностей просто необходимо покончить с теми иллюзиями, которые оскорбили бы самого Иисуса.

Обама писал, что из чтения Нибура он почерпнул "убедительную идею о том, что в мире наличествует серьезное зло", а также убеждение, что наличие этого зла не должно быть "извинением нашему бездействию и цинизму". Однако Нибур также научил его тому, что "мы должны быть скромными и умеренными в вере в свою способность покончить со всем этим". Эта вера может лишь усугубить ситуацию. Неплохое начало для реформирования внешней политики США.

Перевод: Дмитрия Узланера, Русский Журнал / Штаты 2008

Мониторинг: читатель ИноСМИ - Elenna2

______________________________________

Э.Басевич: Будущий президент и 'война с терроризмом' ("Asia Times", Гонконг)

"Мягкая сила" на подъеме. Но жесткая сила всегда может подмять ее под себя ("The Guardian", Великобритания)

Франклин Делано Обама? ("The International Herald Tribune", США)

Э.Басевич: Проповедническая внешняя политика закончились ("The Boston Globe", США)

* * * * * * * * * * * * * * * * * *

Черный Путин (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Эстонцев сгноят в Сибири (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Русская разведка готовит распад Украины? (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Если бы не доблестная армия Саакашвили... (Общественная палата читателей ИноСМИ)