Я - Квентин Пил (Quentin Peel), редактор отдела международных отношений газеты The Financial Times. В видеорубрике 'Взгляд из Европы' мы беседуем с Александром Стуббом (Alexander Stubb), министром иностранных дел Финляндии и действующим председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Смотрите ИноTV
* * *
В последние двадцать лет произошли три события, коренным образом изменившие мировую политику: во-первых, падение Берлинской стены; во-вторых, теракты 11 сентября; в-третьих, события вокруг войны в Грузии плюс финансовый кризис. Есть две организации, которые как-то ответили на эти вызовы - ЕС и НАТО, - однако целых пять организаций этого не сделали: ООН, ОБСЕ, Всемирный банк, ВТО и МВФ. Следовательно, необходимы серьезные реформы наших международных институтов.
* * *
Мне представляется, что война в Грузии поспособствует укреплению нашей общей политики внешней безопасности. А финансовый кризис - активная позиция, занятая в этом вопросе ЕС и, в частности, Гордоном Брауном - это просто замечательно. Так что сейчас мы, по-моему, более едины, чем год назад.
* * *
Что меня беспокоит больше всего, так это то, что проблемы перед нами стоят огромные, глобальные - а некоторые страны снова откатываются к менталитету 'государства-нации' девятнадцатого века. Скажу Вам откровенно, поскольку сам представляю маленькую страну: у меня такие организации, как ''большая восьмерка' и 'большая двадцатка', вызывают некоторое беспокойство. Если у нас глобальные проблемы, давайте не искать национальных решений. Давайте искать глобальные решения. А где их искать? В международных организациях - ООН, МВФ, Всемирном банке, ЕС, НАТО и так далее.
* * *
Конечно, некоторый гнев у России относительно расширения НАТО присутствует, но, в то же время, после 'холодной войны' очень важно было - и, заметьте, моя страна не входит в НАТО, - чтобы НАТО расширилась и приняла в свой состав страны Центральной и Восточной Европы. А потом, Россия на самом деле очень близка к НАТО. Мне известно, что публично сейчас много говорят о том, что, мол, 'русские не любят НАТО'. Но секундочку, разве после войны в Грузии были заморожены какие-то проекты сотрудничества? Практически никакие. Совет Россия-НАТО по-прежнему работает, и сотрудничество между НАТО и Россией будет продолжаться.
* * *
По поводу 'размещения ракет в Калининграде' - это никак не враждебный жест. Международное сообщество просто неверно поняло Медведева. Я проанализировал его речь; в ней пятнадцать страниц, и всего два предложения - два предложения! - относятся к этим ракетам. Остальное - о внутренней политике России: о внутренних реформах, прозрачности, демократии, основных правах и международных связях. На самом-то деле, очень позитивная речь - а что мы услышали? О, 'Искандер', ракеты! Анализировать такие выступления нужно очень аккуратно. Оно не было таким враждебным, как принято думать.
* * *
Грузинский конфликт стал большой травмой и мне кажется, что этой войны никто, в сущности, не хотел. Тем не менее, когда она все же разразилась, мы уже в течение пяти дней добились перемирия. Кроме того, мы добились отвода войск, добились развертывания наблюдателей - и еще, я бы сказал, дискуссии, которые уже неделю идут в Женеве, разворачиваются в верном направлении. Наш подход к этой проблеме долгосрочный, поэтому мы и довольны тем, что в Женеве продолжаются переговоры; поэтому хорошо, что там мы получаем положительные сигналы. В Женеве собираются ООН, ОБСЕ, ЕС, Россия, США, Грузия, Южная Осетия и Абхазия. Очень важно, что все эти люди могут сесть за стол и обсуждать вопрос будущей ситуации в этом регионе.
У нас в Хельсинки 4-5 декабря состоится встреча министров иностранных дел стран ОБСЕ. Это будет очень важное мероприятие, и одна из просьб, требований, с которым я подойду к встрече - чтобы восемь наших военных наблюдателей получили возможность вернуться в Южную Осетию. Только они могут дать нам объективную информацию о том, что реально происходит. Лично я с самого начала говорил: я е собираюсь бросаться обвинениями и тыкать пальцем. Война случилась, наша задача - прекращение огня и мирное решение.
* * *
Тем, кто заявляет, что ЕС не проявил свою силу, я отвечу: секундочку, а кто договорился о перемирии в Грузии? Европейский Союз - да, ОБСЕ тоже немного помогла. Кто смог остановить финансовый кризис? Опять Европейский Союз. Иными словами, всякий раз, когда мы говорим единым голосом, мы можем сделать дело. Пока мы говорим 27 голосами - хотя, конечно, есть и те, чьим интересам это вполне соответствует - мы не можем считаться силой. Чем сильнее наши институты, тем лучше для всех нас. __________________________________________________
Смотрите также:
Южная Осетия@ИноTV: Преступление есть преступление - даже если его совершил союзник Запада ("BBC World", Великобритания)
Польша/Германия@ИноTV: "НАТО действительно хочет, чтобы Россия стала ближе" ("The Financial Times", Великобритания)
Малкольм Рифкинд@ИноTV: "Против кого НАТО? А если к власти в России придет Жириновский?" ("Al Jazeera", Арабская пресса)