Какая Америка нужна миру: настроенная на стабильность или на радикальность? К чему должны стремиться ее правители: коренным образом трансформировать свою внешнюю и экономическую политику или постараться по возможности исправить тот вред, который администрация Буша нанесла существующим институтам? Судя по тому, кого Барак Обама (Barack Obama) выбрал себе в советники и помощники, он, скорее всего, намерен идти прямым курсом, удерживая политическую систему США в ее нынешнем фарватере.
На прошлой неделе будущий президент Обама перечислил имена членов своей 'экономической' команды; все они принадлежат к числу столпов американской политики и бизнеса. На этой же неделе оглашен список членов команды национальной безопасности; о ней можно сказать то же самое. Привлекло внимание стремление Обамы охватить как можно больше всего сразу: должности раздавались как соперникам из демократического лагеря (Хиллари Клинтон (Hillary Clinton), например), так и непосредственным противникам-республиканцам и лицам, имеющим связи в республиканском лагере, в том числе Роберту Гейтсу (Robert Gates) и генералу Джеймсу Джонсу (James Jones).
Выбор Обамы заслуживает уважения. Обама подобрал лучших людей по обе стороны разделяющего политический истеблишмент барьера, а заодно и из числа находящихся 'в режиме ожидания' специалистов из вашингтонских аналитических центров, равно как и из крупных университетов, юридических фирм и банков Нью-Йорка. Но похоже, что эти люди стремятся не столько к радикальным переменам, сколько к возвращению к экономико-политическим практикам, бывшим в ходу до прихода к власти Джорджа Буша.
Президент Буш, Дик Чейни (Dick Cheney) и Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) в значительной степени уничтожили существовавшую до их прихода систему. Уменьшился вес Национального совета безопасности, отошли на второй план госдепартамент, разведывательные службы подверглись критике, а гражданское крыло Пентагона получило неконституционно большие полномочия. Уже ослабленный к тому времени конгресс был ослаблен еще сильнее; было скомпрометировано само понятие законопорядка. Между тем, занимаясь уничтожением системы сдержек и противовесов в политической сфере, администрация Буша продолжила начатый еще при Рональде Рейгане (Ronald Reagan) аналогичный процесс в сфере экономики, последствия чего нам приходится расхлебывать сейчас.
Итак, легко понять, что, как представляется Обаме, его первоочередная задача состоит в ведении восстановительных работ с упором в первую очередь на экономику, во вторую - на международные отношения и безопасность. Тимоти Гейтнер (Timothy Geithner) и Лоренс Саммерс (Lawrence Summers), которых Обама решил назначить министром финансов и главой Национального совета по экономике соответственно, несут долю ответственности за мировой экономический кризис, но, как считается, извлекли из этого должные уроки. Они будут управлять теми громадными финансовыми вливаниями, которые запланировал Обама, а также переписывать законодательство; впрочем, в последнем они, очевидно, будут весьма сдержанны. Хиллари Клинтон - политический 'тяжеловес', ей предстоит заметно усилить госдепартамент как в стране, так и за рубежом, хотя придется внимательно следить за ее взаимоотношениями с Джо Байденом (Joe Biden). Роберт Гейтс, который будет продолжать заниматься обороной, - рассудительный человек, его здравый смысл и выдержка сыграли ключевую роль в период правления президента Буша. Генерал Джим Джонс - он станет советником Обамы по вопросам национальной безопасности - умница и десантник, воевавший еще в первую иракскую войну в 1991 году, сожалеющий о том, что случилось во вторую войну в 2003-м, и хорошо понимающий, насколько ограничен потенциал военной силы.
Все трое отлично подходят на роль помощников лидера в эпоху перехода от жесткой политике к более мягкой, к необходимости какового переходе Обама неоднократно возвращался во время своей предвыборной кампании. Впрочем, как и в случае с 'экономической' командой, эти люди будут заниматься не столько фундаментальным реформированием системы, сколько ее перенастройкой. Те, кто полагают, что проблемы Америки имеют намного более фундаментальную природу, нежели ошибки президента Буша, могут почувствовать немалое разочарование уже сейчас. В перспективе, по их мнению, не столько решение проблемы, сколько некоторое улучшение положения. Но Обама сказал, что у него есть свое, особенное видение, которым он пока до конца ни с кем не поделился, и именно это видение должно обеспечить единство в рядах его команды. Остается надеяться, что это видение окажется чем-то более масштабным, чем представляется теперь.
___________________________________________
Команда центристов ("The Washington Post", США)
Сила оружия или моральный авторитет? ("The Washington Post", США)
Америка вернет себе 'мягкое влияние'? ("The International Herald Tribune", США)
Трудные решения, предстоящие Америке ("The Financial Times", Великобритания)
* * * * * * * * * * * * * * * * *
Батька снова кинул Кремль (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Расчленение Грузии. Секретный план (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Борис Немцов: Кремль в трауре (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Ющенко: мы - не хохлы! (Общественная палата читателей ИноСМИ)