В среду генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер (Jaap de Hoop Scheffer) решительно выступил в поддержку решения альянса начать 'постепенное возобновление взаимодействия [с Россией] на определенных условиях'. Он заявил, что 'Россия - важный фактор геополитики, и у НАТО нет альтернативы взаимодействию с ней'.
Тем не менее, в интервью по итогам двухдневной встречи министров иностранных дел стран НАТО Схеффер заявил, что альянсу сложно развеять испытываемое - или демонстрируемое - Россией чувство обиды и недружественного окружения.
- К тому, кто чувствует себя несправедливо обиженным, не так легко найти подход - что в обычной жизни, что во внешней политике. Мне кажется, у России нет причин испытывать такие чувства, во всяком случае не всерьез - но если такое восприятие есть, его надо обсуждать, потому что я должен попытаться убедить их в том, что совершенно необязательно видеть проблему в том, что к границам России приближаются демократия и законность.
Он подчеркнул, что изначально контакты с Россией будут носить неформальный характер и касаться исключительно политических вопросов, а затем он отчитается перед министрами иностранных дел стран НАТО и сделает вывод - стоит или не стоит их углублять. Такой отчет, скорее всего, будет сделан не раньше марта. Но даже с учетом этого разворота лицом к Москве, подчеркнул он, после августовской войны России с Грузией отношения все равно 'не строятся по принципу 'никаких претензий'' - хотя сотрудничество по таким вопросам, как Афганистан, борьба с терроризмом и наркотиками, продолжается.
По его словам, во взаимодействии с Россией главное - понять, 'что стояло за [ее короткой войной с] Грузией' и означает ли это, что Россия бесповоротно изменила свое отношение к международному праву, суверенным границам и понятию 'несоразмерного' использования силы.
- Я вообще всегда предпочитаю активное взаимодействие, - сказал Схеффер. - Однако взаимодействие не может иметь места в контексте деления на сферы влияния. Мы должны понять, считать ли Грузию водоразделом. Я надеюсь, что это не так, и сделаю все, что могу, чтобы она им не стала.
НАТО продолжает настаивать на выполнении Москвой подписанного ей августовского соглашения о возврате своих войск на довоенные позиции и отвергает признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии.
По информации представителей Альянса, в окончательной резолюции, проект которой менялся 22 раза, министры иностранных дел также единогласно поддержали развертывание в Европе американской системы противоракетной обороны, которая, как утверждает Вашингтон, направлена не против России, а против Ирана. Министры назвали ее 'существенным вкладом' в обороноспособность Запада и призвали Россию принять американские предложения по активизации сотрудничества по теме ПРО.
Правда, в коммюнике не были отражены ни скептические замечания об этой системе, исходившие от избранного президента США Барака Обамы (Barack Obama), ни ноябрьское выступление президента Франции Николя Саркози (Nicolas Sarkozy), в котором он сказал, что эта система 'ничего не даст в плане безопасности', а лишь 'усложнит ситуацию и отодвинет ее назад'. Россия уже грозила, что н развертывание системы ответит размещением собственных ракет ближнего радиуса действия в Калининграде.
Кроме того, министры иностранных дел стран НАТО подвергли Россию критике за приостановку выполнения ею своих обязательств по договору, ограничивающему размещение в Европе обычных войск и вооружений: 'нынешняя ситуация, когда союзники выполняют положения Договора ОВСЕ, а Россия - нет, не может продолжаться вечно'.
Президент России Дмитрий Медведев не раз предлагал обсудить новую 'архитектуру безопасности' для Европы, но, как сказал Схеффер, министры заявили, что без конкретных предложений предмета для обсуждения не видят. По его словам, членов НАТО 'вполне устраивает та структура безопасности, которая существует', и он не представляет себе, чтобы они согласились на любые меры, которые подорвали бы позиции НАТО и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
- Вероятность, что в результате переговоров НАТО может не стать, не существует в принципе, - заявил он на пресс-конференции с главой МИД Грузии Экой Ткешелашвили.
Ткешелашвили выразила удовлетворенность результатами встречи, на которой министры в очередной раз подтвердили: когда-нибудь Грузия и Украина станут членами НАТО. Она добавила, что в рамках существующих договоренностей НАТО активизирует работу с обеими странами по программам реформ и сотрудничества. Для этого созданы специальные комиссии, которые будут оценивать потребности каждой из них в плане обороны и политической системы и помогать им идти по долгому пути к членству в Альянсе.
Она также заявила, что Грузия приветствует 'приверженность процессу, в результате которого мы можем достичь своей цели' - членства в НАТО, 'с максимальной направленностью на помощь Грузии'.
Министры приняли решение продолжать такое сотрудничество и перенести на будущее - 'сохраняя возможность любого заключения по данному вопросу' - решение о необходимости прохождения обеими странами официального Плана действий по подготовке к членству, на чем сегодня настаивают Германия и Франция.
Постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин приветствовал решение о возобновлении неформальных контактов с Москвой.
- Лично я не вижу никакой разницы между формальными и неформальными заседаниями. На неформальных, правда, не подают кофе, но можно ведь и заказать.
Также Рогозин заявил, что решение не предоставлять Грузии или Украине официального ПДЧ показывает, что отношения с Россией для НАТО важнее, чем с любым из указанных кандидатов. В беседе с корреспондентом ежедневной газеты 'Коммерсант' он предсказал, что НАТО решит не принимать в свои ряды Грузию и Украину: 'никого в альянсе', по его словам, такая перспектива 'не воодушевляет'.
В среду на интернет-сайте российского государственного телеканала 'Вести-24' Рогозин заявил о наличии в НАТО 'открытого раскола, который будет только расширяться, если расширяться попытается сама НАТО. Замысел тех, кто стоял за замораживание отношений с Россией, провалился'. Схеффер на это заявил, что господин Рогозин может говорить что ему угодно; представители США отреагировали в том духе, что заявления Рогозина - это не более чем слова, рассчитанные на внутреннюю аудиторию.
Обсуждение участия НАТО в операции в Афганистане не получилось сколь-нибудь громким: во-первых, только что избран новый президент США; во-вторых, еще не опубликован очередной американский отчет по возможностям развития ситуации в Афганистане. Тем не менее, все понимают, что президент Обама будет добиваться от своих европейских союзников выделения большего количества солдат, денег и гражданского персонала.
- Совершенно ясно, что в Афганистане нам нужно больше сил, - заявил он и добавил, что не сомневается: после вступления Обамы в должность 'в европейских столицах зазвонят телефоны'.
- Члены Альянса должны поднапрячься, - сказал он в одном из интервью. - Я хочу видеть в нашем альянсе определенный баланс, я не хочу видеть лишь увеличение численности американских солдат. Наращивание усилий должно идти и по военной, и по гражданской линии, и меня несколько беспокоит то, что членам Альянса по эту сторону океана будет нелегко приложить к решению проблемы Афганистана усилия, сопоставимые с усилиями американского правительства.
__________________________________________
Не торопитесь с приемом Грузии и Украины в НАТО ("The Washington Times", США)
Первая линия обороны НАТО? Если можно, не здесь ("The Washington Post", США)
Сферы влияния - это реальность ("The Independent", Великобритания)
Страны НАТО поругались из-за Грузии и Украины ("The International Herald Tribune", США)
* * * * * * * * * * * * * * * *
Кровавый пивовар Петр (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Как Сталин готовился к захвату Европы (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Некрофилия и культ голодомора (Общественная палата читателей ИноСМИ)
За кого воевали украинцы? (Общественная палата читателей ИноСМИ)