Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Европа должна сама разбираться с Россией

За несколько лет Россия создала серьезную сеть влияния в западном мире

Европа должна сама разбираться с Россией picture
Европа должна сама разбираться с Россией picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Великобритания утратила право требовать честности от других. Представители всех трех британских партий с радостью поддерживали приятельские контакты с российскими олигархами, - говорит Эдвард Лукас, журналист еженедельника Economist, в интервью Войцеху Лоренцу

Великобритания утратила право требовать честности от других. Представители всех трех британских партий с радостью поддерживали приятельские контакты с российскими олигархами, - говорит Эдвард Лукас, журналист еженедельника Economist, в интервью Войцеху Лоренцу

Европейский Союз решил возобновить переговоры по новому соглашению о партнерстве с Россией, хотя Кремль не вывел войска из Южной Осетии и Абхазии, направленные туда во время конфликта с Грузией. Можно ли считать это победой России?

Эдвард Лукас: Россия выиграла в том смысле, что ей удалось в очередной раз продемонстрировать, насколько расколота Европа. Эти расколы слишком велики, чтобы Европейский Союз мог предпринять какие-либо значимые шаги в отношении России. Кремль выиграл и в том смысле, что показал, насколько ограничены Соединенные Штаты в своих возможностях на территории бывшего восточного блока, особенно, если у них нет поддержки Европы. Но Россия проиграла там, где вела борьбу за признание миром независимости Южной Осетии и Абхазии. Кремль был унижен, когда ни один из ближайших союзников не поддержал его и не решился официально признать обе провинции. Еще одним поражением стало то, что война подорвала доверие инвесторов к России, причем непосредственно перед тем, как разразился мировой финансовый кризис, серьезно отразившийся на этом рынке. На самом деле, меньше всего России была нужна репутация непредсказуемой страны.

Западные лидеры уверяют нас, что уже не будет 'business as usual', то есть, ведения бизнеса так, будто ничего не произошло. Но пока ничто не указывает на то, чтобы кто-то, помимо Польши, пытался обрести независимость от поставок из России. Совсем наоборот. Немецкие дипломаты повторяют как мантру, сколько газа потребуется ЕС в будущем, и что единственная возможность - это увеличение импорта из России.

За несколько лет Россия создала серьезную сеть влияния в западном мире. Она очень умело пользовалась финансовым давлением, применяя энергетическое оружие и дипломатические манипуляции. Очень важную роль сыграло здесь то, что я называю шредеризацией, то есть, назначение на важные посты влиятельных лиц из западных стран и приобретение расположения элит. Самый известный пример здесь - бывший канцлер Германии Герхард Шредер, возглавивший совет директоров компании Nord Stream, которая строит северный газопровод, но таких примеров можно привести гораздо больше. То есть, Россия рассчитывает на то, что ее влияние убедит Европу вести с ней бизнес так, будто ничего не случилось. И если бы инвесторы не сочли ее рискованным местом для инвестиций, то это бы ей, безусловно, удалось. В своей книге 'Новая 'холодная война' я показал как на ладони, что у европейских политиков еще несколько лет назад было достаточно сигналов, свидетельствовавших о том, что нужно заняться нейтрализацией влияния России, но они не хотели этого сделать.

На сторону тех государств, которые призывают к сотрудничеству с Россией, встала даже Великобритания. Пожалуй, это резкий поворот в британской внешней политике. Является ли и это эффектом российской политики наращивания влияния?

По моему мнению, Великобритания, на самом деле, утратила право требовать от других честности и придерживаться принципов в политике. Во-первых, она допустила на лондонскую биржу российские капиталы, заработанные предприятиями, который работают не в соответствии с принципами рыночной экономики. Хуже того, звучат упреки в том, что представители всех трех главных политических партий с радостью поддерживали приятельские контакты с российскими олигархами. Некоторые из них пользуются такой репутацией, что американские власти не хотят давать им визу. Мне хотелось бы думать, что Великобритания не попала в сети, расставленные Россией, и что дело об убийстве два года назад в Лондоне бывшего агента ФСБ Александра Литвиненко действительно стало звонком будильника. Но, по-видимому, пробуждение у нашей страны еще впереди.

Решение о смене курса было, очевидно, принято премьером Гордоном Брауном. Почему он это сделал?

Брауна интересуют такие шаги на международной арене, которые могут принести немедленный эффект, а его приоритет - монетарная политика. Он хочет, чтобы его воспринимали как человека, который спас Великобританию от рецессии и заложил фундамент нового мирового финансового порядка. Поэтому он склонен поддержать президента Франции и дать ему все, чего он хочет по российскому вопросу, взамен за поддержку своих финансовых начинаний. Министр иностранных дел Дэвид Милибэнд, который выступал за более категорические действия в отношении России, просто был вынужден отступить. Браун - премьер, поэтому Милибэнд должен сидеть тихо. Конечно, возобновление переговоров о стратегическом партнерстве и сотрудничестве с Россией - не однозначное зло. В ходе этих переговоров можно было бы вынудить Россию принять более демократические и рыночные принципы. Но что-то у меня такое ощущение, что Россия будет в состоянии играть на интересах отдельных стран, и переговоры пойдут именно на ее условиях.

Вас удивило поведение Италии и Франции, которые резко раскритиковали планы противоракетного щита и по этому вопросу де-факто встали на сторону России?

Поведение Италии меня совсем не удивляет, потому что премьер Сильвио Берлускони последовательно стремится к званию лучшего друга Владимира Путина в Европе и пользуется любым случаем, чтобы выразить ему свою симпатию. Но меня действительно удивило поведение президента Франции, потому что Николя Саркози считает в частном порядке, что Путин и Медведев - это люди, с которыми трудно сотрудничать. Однако Саркози хочет заслужить репутацию европейского лидера и ради этого готов положить на чашу весов интересы менее крупных стран, которые действительно могут опасаться России, руководимой выходцами из КГБ. К счастью, Саркози очень быстро взял назад свои слова критики по поводу системы ПРО. Если бы он этого не сделал, то совершенно потерял бы лицо. В Европе есть группа государств, которые даже готовы пожертвовать своими интересами, чтобы убедить других в том, что зависимость от России может быть опасной. Это, прежде всего, прибалтийские страны, Норвегия, Швеция, Польша, в меньшей степени Финляндия.

Изменила ли НАТО свой подход к России? Ведь годами считалось, что Россия - это друг или, по меньшей мере, совсем не опасное государство.

Переломным моментом был выход России из Договора о сокращении обычных вооруженных сил в Европе. Это вырвало натовскую бюрократию из летаргического сна. Наконец-то в России увидели потенциальную военную угрозу. А после конфликта в Грузии этот процесс еще более ускорился. Натовские генералы начали посещать прибалтийские страны, главнокомандующий силами НАТО в Европе генерал Джеймс Крэддок (James Craddock) потребовал точных планов обороны новых членов альянса, в особенности, прибалтийских государств. Неслучайно несколько недель назад в этих странах прошли серьезные учения ВВС, в которых участвовало несколько десятков самолетов F-15 и F-16 из разных государств НАТО. Планы будут конкретизироваться и переноситься на бумагу, будет закупаться новая техника. Альянс дает все больше сигналов о том, что в ментальном и военном плане он готов к обороне государств-членов. Видно, что в НАТО бюрократия плюс давление США приносят результат, а в Европейском Союзе бюрократия плюс несколько стран, которые опасаются раздражать Россию, ведут к параличу.

Будет ли противоракетный щит принесен на алтарь улучшения отношений с Москвой?

Американцы очень заинтересованы возобновлением переговоров с Россией по новому договору об ограничении стратегических ядерных вооружений. Он действительно необходим, потому что у старого договора об СНВ как раз заканчивается срок действия. По моему мнению, противоракетный щит может стать козырем на этих переговорах. И тогда размещения элементов этой системы в Польше и Чехии не будет.

Новый президент не очень хорошо разбирается в нашем регионе. Как он будет справляться с растущей мощью России?

К счастью, у него очень хорошие советники - достаточно назвать Збигнева Бжезинского. Но нет сомнений в том, что приоритеты нового лидера США - это экономика, экономика и еще раз экономика. Лишь после этого Ирак, Афганистан и Иран. А поскольку, особенно по вопросам Афганистана и Ирана, ему нужна помощь России, естественной тенденцией будет заботиться о том, чтобы не провоцировать излишней напряженности в отношениях с ней. Поэтому дальнейшее расширение НАТО может быть приостановлено. Будут продолжаться только определенные элементы укрепления сотрудничества Украины и Грузии с альянсом, заключающиеся, например, в осуществлении программ модернизации вооруженных сил. Но как раз это не вызывает у Кремля особых эмоций. Вопрос энергетической безопасности останется целиком и полностью в руках Европы, но нужно также признать, что для начала Европа должна сама захотеть что-то с этим сделать. Работать над недопущением дальнейшего расширения влияния России Европе придется самой. Пожалуй, ей не стоит рассчитывать на Соединенные Штаты. Между тем, нельзя исключать, что после нападения на Грузию Россия решится на очередной безрассудный шаг.

Откуда такие опасения?

Война в Грузии показала, что российское общественное мнение считает военные эскапады чем-то достойным похвалы, чем-то, что создает силу их государства. Это очень тревожно, ведь еще недавно русские совсем иначе смотрели на военные действия своей страны в Чечне или Афганистане. А эта война была очень популярна. Хотя президент Грузии Михаил Саакашвили совершил ошибку, напав на сепаратистов, трудно не отметить, что Россия долго готовилась к войне и спровоцировала ее. В рациональном мире финансовые проблемы и ухудшение экономического положения должны вести к тому, чтобы Кремль воздержался от таких действий впредь и начал делать все, чтобы восстановить доверие иностранных инвесторов. Тем временем, он так себя не ведет. Он устанавливает контроль над все новыми фирмами под любым предлогом. Раз он может так действовать в экономике, то почему не на международной арене?

В своей книге вы предупреждаете об опасности провокаций, направленных против Эстонии, а в последнем интервью для 'Речи Посполитой' вы даже упоминали о своего рода аншлюсе Белоруссии. Только что Россия предоставила ей кредит в 2 миллиарда долларов. Минск решил остаться сателлитом Москвы?

Президент Лукашенко все время флиртует с Западом и одновременно надеется выторговать у России условия получше. Но, к счастью, Минск, видимо, действительно заинтересован в улучшении отношений с Европейским Союзом. Совсем недавно в Лондоне был белорусский премьер с большой экономической делегацией. Белорусские власти хотят обучать чиновников европейскому праву, а это может означать, что они захотят воспользоваться тем, что готов предложить им Евросоюз. Подход ЕС к Белоруссии напоминает мне тактику, применявшуюся Западом в отношении социалистических стран. Тогда тоже пытались воплотить в жизнь принцип 'разделяй и властвуй', улыбались Гереку, Кадару в Венгрии и, конечно, Тито в Югославии. Мы пытались создавать противоречия между СССР и его сателлитами. Сегодня происходит нечто подобное. Только Лукашенко - настолько эксцентричный политик, и у него такие диктаторские замашки, что изменение стиля правления может оказаться невозможным, а белорусская оппозиция может счесть изменой задабривание режима Западом.

Россия пытается восстановить влияние не только в бывших республиках СССР, но также в Латинской Америке. Как на это должна реагировать Америка?

Америка вела настолько бездумную политику в этом регионе, что трудно удивляться тому, что Россия пытается теперь этим воспользоваться. Если она не предложит соглашения о свободной торговле таким странам, как Колумбия, которые делают все, чтобы показать, что они надежные союзники Америки, то социалистический популизм в стиле венесуэльского лидера Уго Чавеса будет распространяться на все новые страны. Но это вина исключительно США и близорукости Конгресса, а также президента Буша.

Эдвард Лукас - журналист еженедельника Economist, бывший корреспондент в Центральной Европе и глава представительства в Москве. Его последняя книга 'Новая холодная война' издана в 11 странах, в том числе, в Польше.

________________________________

У России все больше друзей ("Rzeczpospolita", Польша)

Николя Московский ("Le Nouvel Observateur", Франция)

Обама и Россия ("Forbes", США)

* * * * * * * * * * *

Самые популярные опасения на ИноСМИ (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Удар по претендентам на супердержавность (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Литва под колпаком КГБ (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Соблазн антикоммунизма и политтехнологии III Рейха (Общественная палата читателей ИноСМИ)