Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Тот с моста не спускался, кто в воду упасть догадался

Сделка с Российской Федерацией - от подписания до реализации

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Проблемы, касающиеся переговоров по поводу нефтегазового договора с Российской Федерацией можно назвать типичным примером риска ведения переговоров на государственном уровне. А именно, в ходе процесса переговоров дошло до смены одного из правительств, то есть фактически до смены одной из переговорных команд. Переговоры являются мостом к цели. А, как известно, 'тот с моста не спускался, кто в воду упасть догадался'

Проблемы, касающиеся переговоров по поводу нефтегазового договора с Российской Федерацией можно назвать типичным примером риска ведения переговоров на государственном уровне. А именно, в ходе процесса переговоров дошло до смены одного из правительств, то есть фактически до смены одной из переговорных команд. В подобных случаях существует риск несоответствия подписанных документов и достигнутых к тому времени устных договоренностей.

Отягощающим обстоятельством является тот факт, что речь идет о так называемых связанных договорах (продажа НИС, строительство газопровода и подземного хранилища газа). Их характеризует присутствие синергии (взаимодействие нескольких факторов, характеризующееся тем, что их объединенное действие существенно превосходит эффект каждого отдельно взятого компонента) и тактическое перенесение положительных или отрицательных элементов с одной сделки на другую, и наоборот. Исключительную важность имеет согласование (а затем и следование ему) структуры внутренней динамики. Поэтому не может быть все равно, будет ли газопровод закончен до 2015, 2016 или 2025 года, так как это существенно меняет окупаемость всей сделки.

Нам остается лишь надеяться на то, что последний подписанный протокол (содержание которого еще не доступно общественности) совершил большой шаг вперед в уточнении недосказанного. А недосказанного в 'Соглашении между правительством Республики Сербии и правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области нефти и газа' (подписанного в Москве в январе 2008 года) невероятно много для такой разновидности договора и объема работы. В этом соглашении не указаны основные директивы динамики отдельных работ. Не уточнены будущие собственнические отношения в отдельных компаниях (за каждую из сделок предусмотрено формирование совместной компании). В целом говорится об учредительном капитале каждой из компаний, при этом, согласно статье 3 соглашения: 'российский участник получает минимум 51 процент; сербский участник - максимум 49 процентов'. Дополнительно определяется лишь участие российской стороны - приобретение 51 процента акций НИС.

Откуда берутся подобные пробелы? Некоторые из них являются последствием тогдашнего сопротивления части сербской общественности и определенных политических субъектов подписанию документа по причине, по их мнению, отдельных спорных пунктов соглашения. Возможно, имеется в виду статья 12, в которой говорится, что сербская сторона 'рассмотрит возможность того, чтобы материалы, услуги и работы, необходимые для реализации проекта... освободить от налога на дополнительную прибыль'. На первый взгляд бессмысленная формулировка, в которой одна сторона обязуется дополнительно 'рассмотреть возможность' (отказаться от налога с прибыли!), вероятно, имеет свою предысторию. Один из возможных сценариев заключается в том, что одна из сторон согласилась на что-то, а затем под давлением (из собственных рядов) формально от этого отказалась, дав при этом другой стороне обещание все-таки выполнить исходное. Обещание она подкрепила формулировкой, которая сама по себе ничего не значит, но оставляет возможность позднее осуществить обещанное с оговорками 'все-таки мы согласились на это' и 'не можем ведь мы допустить, чтобы остановилось уже начатое'. Тем не менее, идея об освобождении от налога является легитимной (другой вопрос, насколько она себя оправдывает), но она не осуществима до тех пор, пока не будет выполнено перераспределение доли собственности в пользу стороны, которая, фактически этим налогом вкладывает в бизнес дополнительные финансы.

Большая часть спорных вопросов возникла в результате переноса на соглашение нерешенных внутренних отношений в Сербии. Прежде всего, нерешенного отношения государства к собственным невосстановимым природным богатствам. 'Нефтяная Индустрия Сербии', как и другие подобные предприятия, которые эксплуатируют природные ресурсы, пользуются весьма удобной возможностью по отношению к обязанности адекватно возместить государству использованное. Так называемая шахтерская рента не является полностью экономической категорией (до недавнего времени все и так было общественным). До процесса приватизации следовало все намного лучше продумать, вместо того, чтобы сейчас задаваться вопросом - как быть со своими источниками нефти. Этих источников не так уж и много, некоторые из них уже не 'молодые' (и требуют особого ухода), но они 'наши'. Мы не решили и отношения автономного края и государства. Край Воеводина предъявляет определенные права на упомянутый НИС. Если НИС продать 'ниже его цены', а затем компенсировать это какой-то другой форме, может ли Воеводина предъявить права и на часть той 'компенсации'? И какова, на самом деле, настоящая стоимость НИС? Даже его последнюю оценку нельзя назвать компетентной (Deloitte: 'Результаты нашей оценки... не представляют собой совет с целью инвестирования, и ее не стоит использовать для этих целей'). Существует много открытых вопросов, и это еще только относительно НИС. Российскую сторону, конечно, такие дела не касаются, а нам никак не удается наверстать упущенное и начать двигаться вперед.

Все это еще больше запутывают заявления о какой-то общей пользе для всех нас. Например, разговоры (с нашей стороны) о том, что тогда мы получим финансирование и гидроэлектростанции 'Джердап' ('Железные ворота'), весьма неуместны. Реконструкция этой гидроэлектростанции - совсем другая история, которую никак не стоит связывать с упомянутым соглашением. В бизнесе каждая сторона 'себе в ущерб' выполняет лишь то, на что она обязалась сделать по соглашениям. Вне договоренности выполняется лишь то, о чем с другой стороной договариваются дополнительно. Переговоры являются мостом к цели. А, как известно, 'тот с моста не спускался, кто в воду упасть догадался' (Non de ponte cadit qui cum sapientia vadit).

Перевод: Екатерина Яковлева

_____________________________________

Что предлагают русские в обмен на НИС ("Politika", Сербия)

Русские обеспокоены имуществом НИС ("Politika", Сербия)

Сербская стратегия России ("The Weekly Standard", США)

* * * * * * * * * * * * * * * * * *

Победа за нами! (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Алексий II Калита (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Медведева и гламур (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Политтехнологии III Рейха (Общественная палата читателей ИноСМИ)