Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Николя Саркози между флиртом с Россией и гневом Китая

Cтремление Саркози выглядеть человеком, который в одиночку способен заставить пойти на уступки несговорчивые режимы, обернулось против него

Николя Саркози между флиртом с Россией и гневом Китая picture
Николя Саркози между флиртом с Россией и гневом Китая picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Афишированная дружба с Россией и напряженность в отношениях с Китаем своей чрезмерностью вызвали некоторое недоумение у европейских партнеров Франции. В первом случае Париж обвиняли в попустительстве в отношении Кремля. Во втором многие задавались вопросом, как мог Елисейский дворец допустить, чтобы отношения настолько ухудшились, в то время как ситуация на мировом финансовом рынке требует тесного сотрудничества с Пекином

Президентство Николя Саркози в Европейском Союзе было отмечено двумя парадоксальными переменами, которых он сам не ожидал: поразительным сближением с Россией и ухудшением отношений с Китаем, рухнувших в бездну непонимания и раздражения. Пекин заявил, что в его решении отменить саммит ЕС-Китай, который должен был состояться 1 декабря в Лионе, виновата Франция. Таким беспрецедентным жестом недоверия китайское государство отреагировало на внезапное объявление, сделанное Саркози в ноябре, что он собирается встречаться с Далай-ламой 6 декабря в Польше.

Афишированная дружба с Россией и напряженность в отношениях с Китаем своей чрезмерностью вызвали некоторое недоумение у европейских партнеров Франции. В первом случае Париж обвиняли в попустительстве в отношении Кремля. Во втором многие задавались вопросом, как мог Елисейский дворец допустить, чтобы отношения настолько ухудшились, в то время как ситуация на мировом финансовом рынке требует тесного сотрудничества с Пекином.

Благодаря августовскому конфликту в Грузии президент Франции предстал в неожиданной роли привилегированного визави Москвы в Европе. Неожиданной потому, что Саркози в ходе своей предвыборной кампании отличался резкими выпадами в адрес режима Владимира Путина. В августе 2007 года он раскритиковал 'грубую' энергетическую политику, проводимую Россией в отношении своих соседей. В октябре 2007 года ему нелегко давалось общение на публике с Путиным.

Однако после войны на Кавказе Саркози стал сторонником стратегии, нацеленной на избежание конфронтации с Москвой. И пошел на попятную в некоторых вопросах. Тут он не одинок: Германия и Италия двигались в том же направлении. ЕС, подстегиваемый Францией, принял решение возобновить переговоры с Россией о стратегическом партнерстве, хотя внутри союза не наблюдалось истинного консенсуса по поводу отхода российский войск 'на позиции, занимаемые до начала боевых действий', условия, выдвинутого европейцами 1 сентября с.г.

8 октября в Эвиане, а затем 14 ноября в Ницце глава Республики зашел еще дальше в своем 'флирте' с русскими. Он положительно высказался о проекте Кремля о всеевропейском 'договоре о безопасности' и критиковал американский план по размещению элементов противоракетного 'щита' в Европе, а российский президент взирал на него с довольной улыбкой.

Эти эпизоды показали, насколько Париж и Москва хотели с выгодой для себя использовать период смены президента в США. Каждая из двух стран стремилась подчеркнуть свою значимую роль на континенте. И Франция порою забывала о своих европейских обязательствах. С января 2009 года взор Кремля будет, несомненно, устремлен исключительно на Барака Обаму, который по идее должен начать пересматривать двустороннюю политику после напряженности, царившей во времена Буша. Одним из важных вопросов будет политика, которую следует проводить в отношении ядерной программы Ирана.

Что же касается Китая, то вначале Саркози ладил с ним лучше, чем с Россией. После визита в Пекин в ноябре 2007 года президент Франции гордился рекордным объемом подписанных контрактов. Советники из Елисейского дворца приветствовали 'конструктивный' вклад Китая в решение таких международных проблем, как, например, Дарфур, или борьба с климатическими изменениями. Они подчеркивали, насколько это контрастирует с поведением России, которая возражала против предоставления Косово независимости.

Однако реакция Саркози на мартовские волнения в Тибете свела на нет дружескую атмосферу. Глава государства вначале хранил молчание (Елисейский дворец призывал Пекин 'вести себя более сдержано'), а затем изменил свою позицию в связи с бурной реакцией, которую китайские репрессии вызвали у французской общественности. Он начал выдвигать 'условия' для своего приезда на Олимпийские Игры. В августе, чтобы посетить церемонию их открытия, он ссылался на пост председателя Европейского Совета, хотя 27 стран-членов ЕС четкой единой позиции по этому вопросу не выработали. Он отказался встретиться с Далай-ламой во Франции, ожидая более благоприятного случая, который позволит не обижать Пекин. Поэтому рандеву было назначено в польском Гданьске. Однако, импровизированное публичное заявление Саркози о долгожданной встрече с тибетским духовным лидером, обострило конфликт. Китай был оскорблен и воспользовался случаем, чтобы унизить ЕС. После отмены саммита в Лионе китайский режим казнил обвиненного в шпионаже Во Вейханя, которого европейская дипломатия пыталась спасти на протяжении многих месяцев.

Привилегированные отношения

Какие же выводы из этого следует сделать? Благодаря быстродействию Саркози Европа смогла сыграть значимую роль в урегулировании конфликта в Грузии. Но для этого ему пришлось согласиться с формулировками соглашения о прекращении огня, которые предоставляли России большую свободу действий (создание 'зон безопасности', эвакуированных лишь через два месяца). Соглашение не препятствовало ни продвижению российских войск (вошедших в последствие в Ахалгори), ни этническим чисткам. Москва и ее осетинские и абхазские 'клиенты' избежали каких-либо санкций, хотя ЕС в прошлом вводил их против руководителей Приднестровья, отказав им в визах.

Возможно, планировалось связать руки русским в процессе мирных переговоров, начатых в октябре в Женеве. Саркози также полагает, что он совершенно обоснованно установил привилегированные отношения с Дмитрием Медведевым, представляющим, по его мнению, прагматичное крыло российской власти, в то время когда финансовый кризис стреноживает амбиции страны. Отплатили ли ему той же монетой? 16 ноября президент России поразил аудиторию в Вашингтоне, начав передразнивать Саркози. Он дергал плечами, выставляя в смешном свете 'эмоциональность' своего французского коллеги, который любит выступать с трибуны. Двумя днями ранее Медведев заявил, что Саркози не причастен к прекращению российской военной операции в Грузии.

Что же касается Китая, что знакомые с этим досье эксперты полагают, что ошибка Саркози заключалась в его частых переменах взглядов и недостаточном уважении к режиму, который в первую очередь стремится сохранить лицо. Другие западные руководители, например, Гордон Браун или Ангела Меркель, которые уже встречались с Далай-ламой, смогли соблюсти приличия - они действовали с большей ясностью и сумели избежать скатывания к отношениям с позиции силы с Китаем.

Не исключено, что стремление Саркози предстать перед общественностью в образе человека, который в одиночку способен заставить пойти на уступки несговорчивые режимы (договориться с русскими о мире на Кавказе, защитить Тибет перед лицом Китая), обернулось против него.

___________________________________

Николя Московский ("Le Nouvel Observateur", Франция)

Саркози и политическая 'стрельба наугад' ("The International Herald Tribune", США)

Как Саркози стал 'мотором' взаимодействия России и Европы ("Khaleej Times", Объединенные Арабские Эмираты)

* * * * * * * * * * *

Победа за нами! (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Алексий II Калита (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Медведева и гламур (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Политтехнологии III Рейха (Общественная палата читателей ИноСМИ)