Текст публикуется с любезного разрешения редакции 'Project Syndicate'
Несмотря на продолжающее сохраняться состояние напряженности по поводу российского вторжения в Грузию в августе, Европейский Союз возобновит переговоры с Россией по новому Соглашению о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Соглашение устанавливает новую правовую основу для заключения конкретных соглашений в областях торговли, правосудия и прав человека. Целью текущих переговоров является замена предыдущего соглашения, срок действия которого истек в 1997г., и которое оставалось действительным по взаимному согласию сторон, пока новое соглашение находится на рассмотрении.
На чрезвычайном заседании, проведенном 1-го сентября, руководители ЕС отказались вести переговоры по СПС до вывода российских боевых подразделений из сепаратистских регионов Абхазии и Южной Осетии. Главы 27 правительств, входящих в состав ЕС, также охарактеризовали решение Кремля о признании независимости двух мятежных регионов как 'неприемлемое'. С тех пор правительства ЕС умерили свои условия, согласившись, что простое отступление российских вооруженных сил с Грузинской территории, окружавшей эти два региона, было достаточным для возобновления диалога касательно СПС, безопасности энергоснабжения и других вопросов.
Решение ЕС совпало с попытками НАТО возобновить сотрудничество с Россией, прерванное после того, как из-за грузинского конфликта обе стороны временно приостановили многие совместные программы. Выступая с речью в НИИ оборонных исследований в Лондоне, 18-го сентября, генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил, что, несмотря на разногласия по поводу Грузии, России и Альянсу следует продолжать сотрудничество 'в тех областях, где наши интересы совпадают'. Он особо подчеркнул продолжающееся сотрудничество в Афганистане, где Россия предоставляет материально-техническое обеспечение для международных сил содействия безопасности, находящихся под руководством НАТО. По словам Схеффера, это сотрудничество служит 'четким показателем того, что общность интересов может стать выше разногласий по другим вопросам'.
Чтобы не показаться запуганными агрессивным расчленением Грузии, правительства входящих в НАТО стран официально подтвердили, что они поддерживают территориальную целостность Грузии и ее стремление со временем войти в состав НАТО. Однако, согласно частным заявлениям представителей Альянса, сейчас они еще меньше, чем раньше, намерены углублять связи НАТО с Грузией, учитывая риск оказаться вовлеченными в очередную русско-грузинскую войну.
Кажется, в настоящее время большинство западных стран решило сосредоточиться на оказании экономической помощи Грузии вместо того, чтобы принимать меры непосредственно против России. На последней международной конференции стран-доноров, состоявшейся в Брюсселе в прошлом месяце, они пообещали направить в Грузию миллиарды долларов на ее восстановление. ЕС, в свою очередь, также рассматривает возможность договора о включении Грузии в зону свободной торговли и смягчении визового режима для грузинских граждан. По инициативе НАТО была создана особая комиссия Грузия-НАТО с целью координирования объединенной поддержки восстановления Грузии после конфликта.
Несмотря на это, между российскими и западными представителями не прекращаются споры о планах Америки о размещении систем ПРО на территории Польши и Чешской республики. В ноябре, в своем обращении к российской Думе по поводу состояния страны, президент Дмитрий Медведев предупредил, что Россия разместит ракетный комплекс ближнего действия 'Искандер' в Калининградской области, для того, чтобы 'при необходимости нейтрализовать противоракетные системы в Европе'.
Медведев также добавил, что российское электронное оборудование способно создать помехи в американской системе, и что российские военные силы занимаются подготовкой дополнительных контрмер. НАТО и ЕС опровергли эти угрозы, казавшиеся особенно безосновательными, будучи сделанными через день после того, как американский народ избрал нового президента, выразившего интерес в налаживании отношений с Россией.
Правительство России также стремилось показать свой растущий военный потенциал. В течение сентября и октября, стратегические войска страны занимались самыми широкомасштабными ядерными учениями со времен распада Советского Союза. 12-го октября Российский ВМФ и Ракетные войска стратегического назначения приняли совместное участие в согласованных учениях, включавших почти одновременный учебно-боевой запуск трех баллистических ракет большой дальности с отдельных наземных и лодочных пусковых установок.
В прошлом месяце премьер-министр Владимир Путин также заявил об очередном увеличении оборонных расходов. За последние годы военные расходы России увеличились в десятки раз. Только в этом году затраты составят более 40 миллиардов долларов. В 2009 г. Эта цифра может превысить 50 миллиардов.
За этим повышением, несмотря на его кажущуюся внушительность, скрываются некоторые ключевые вопросы. Немалая часть этого роста просто компенсирует высокое давление инфляции на российский сектор обороны. В добавление к этому, на то, чтобы превратить недавнее увеличение бюджета в оборудование, уйдут годы. Несмотря на то, что российские инженеры способны разработать первоклассную технику вооружения, компании по производству продукции военного назначения, все еще не оправившиеся от ущерба, вызванного развалом советского военно-промышленного комплекса, остаются неспособными к крупномасштабному производству наиболее передовых систем. К тому же вооруженным силам России приходится конкурировать с иностранными покупателями тех немногих боевых самолетов, танков и других видов новейших видов сложного вооружения, которые все-таки выпускаются на оборонных предприятиях.
Также остается неясным, как долго продлится возрождение военных сил России. Доходы правительства страны остаются зависимыми от экспорта нефти и газа, однако эти товары резко падают в цене. В отличие от Советского Союза, Россия находится в тесной взаимосвязи с мировой экономикой, что делает ее уязвимой в условиях текущего глобального финансового кризиса. Согласно недавнему предупреждению Медведева, российский 'военно-промышленный комплекс начинает испытывать эффект кредитных проблем', что вызвало страхи перед возвратом парализующего долгового кризиса, бывшего чумой оборонного сектора в 1990-х годах.
Непрекращающиеся демографические проблемы в России станут дополнительным препятствием на пути преобразования ее вооруженных сил в полностью профессиональную армию, которая не зависела бы от скудно обоснованного призыва. Несмотря на очевидное принятие Медведевым и Путиным действенного соглашения о распределении сфер влияния, развивающиеся политические учреждения России еще не способны искоренить коррупцию и другие недостатки системы. Всеохватывающая реформа сектора безопасности остается вне политической повестки дня. Даже в секторе обороны, имеющем высокоприоритетный статус, около трети государственных средств оказывается растраченной или украденной - положение, далеко не способствующее осуществлению великодержавных амбиций России.
Ричард Вейц - старший научный сотрудник и руководитель научных программ Института им. Хадсона
__________________________________
Copyright: Project Syndicate, 2008.
Перевод с английского - Елизавета Силантьева
___________________________________
Россия - не кастрированная страна, у нее тоже есть свои законные интересы ("The International Herald Tribune", США)
Заслуженное наказание России ("Newsweek", США)
Кто изолирует Россию, вредит сам себе ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Опасности и выгоды возрождения России ("The Boston Globe", США)
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
Кризис или Суд Божий (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Победа за нами! (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Алексий II Калита (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Медведева и гламур (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Политтехнологии III Рейха (Общественная палата читателей ИноСМИ)