Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
5 бывших госсекретарей дают советы Хиллари Клинтон

Джордж Шульц, Джеймс Бейкер, Уоррен Кристофер, Мадлен Олбрайт и Колин Пауэлл излагают свои взгляды

5 бывших госсекретарей дают советы Хиллари Клинтон picture
5 бывших госсекретарей дают советы Хиллари Клинтон picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Приоритет N1 должен заключаться в попытке восстановить репутацию Америки за рубежом. Эту задачу невозможно решить быстро, но присутствие в Госдепартаменте госсекретаря Клинтон, которая пользуется большим уважением, станет важным знаком приверженности решению данной проблемы...

У Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) после вступления в должность государственного секретаря США недостатка в требующих своего решения проблемах не будет. Она занимает этот пост в период глобального экономического кризиса, в момент, когда Соединенные Штаты ведут войну в Ираке и Афганистане. Вдобавок к этому ей придется заниматься проблемами усиления напряженности в отношениях между Индией и Пакистаном, продолжающегося конфликта между Израилем и Палестиной, а также урегулировать вопросы сложных взаимоотношений с Россией и Китаем. Кроме того, остаются нерешенными вечные вопросы голода и болезней в Африке, наркоторговли в Латинской Америке и ядерной угрозы во всем мире. Как один человек сможет решить все эти проблемы?

Автор редакционных статей Los Angeles Times Марджори Миллер (Marjorie Miller) попросила пятерых бывших государственных секретарей США дать Клинтон свои советы в ее новой должности. Ниже приводится сокращенная запись этих рекомендаций.

Джордж П. Шульц, госсекретарь при президенте Рейгане, 1982-1989 гг.

Я всегда привожу аналогии с садоводством и огородничеством. Если у вас есть свой сад-огород, и вы уезжаете куда-то на полгода, то по возвращении обнаружите там большой беспорядок. Сорняки надо пропалывать, пока они не выросли, и за всем надо постоянно следить. То же самое можно сказать о дипломатии. Существуют страны с самыми разными оттенками дружелюбия и враждебности, и за ними надо тщательно следить. Нужно составлять планы действий, нужно разговаривать с людьми. Если какие-то вещи вам не нравятся, вы должны об этом говорить и указывать на них. Сделайте это - и когда возникнет проблема, у вас, по крайней мере, будет основа для работы и будут возможности для действий. И делать это надо во всем мире.

Сенатор Клинтон хочет прийти в госдепартамент, заручившись обязательством президента и пониманием членов Конгресса о необходимости резкого наращивания нашего дипломатического потенциала. Нам необходимо иметь достаточный бюджет для расширения нашей дипломатической службы за рубежом, для приема на службу новых людей. Нам также следует задуматься над возвращением на дипломатическую службу тех, кто ушел с нее в последнее время. Вы набираете людей, учите их, даете им опыт и знания. Но вот они приближаются к 50-летнему возрасту и уходят со службы в расцвете сил и на пике знаний и опыта. Это какая-то бессмыслица. Нам нужны эти таланты, нам надо вернуть утраченное. Если вы руководите крупной организацией, но не набираете в нее новых людей, то со временем в ней возникают большие бреши. Госсекретарь Колин Пауэлл понял это. Вы можете быть блестящим генералом, но если у вас нет хороших войск, вам ничего не удастся добиться.

Что касается приоритетов, то их очень много. Если занимать такую позицию, что надо работать над решением только тех вопросов, где имеется хороший шанс на успех, то вы многого не достигнете. Надо пользоваться искусством возможного. Любой может написать, как надо решать израильско-палестинскую проблему, но это не имеет никакого значения. Надо добиваться согласия людей, а это очень трудно. Надо просто работать над этим, и если вы работаете, не давая слабины, то вы постепенно малыми шагами продвигаетесь вперед. Вы делаете жизнь немного лучше, и со временем что-то получается. Возьмите для примера Ирландскую республиканскую армию и Северную Ирландию. Никто никогда и не думал, что эту проблему удастся решить. Но люди упорно работали над ее решением, и постепенно народ устал убивать друг друга, и вот теперь возникло нечто реально действующее.

Джеймс Э. Бейкер III, госсекретарь при президенте Джордже Буше-старшем, 1989-1992 гг.

Мне повезло. Перед тем как стать госсекретарем, я четыре года проработал министром финансов. А до этого я руководил аппаратом. Поэтому я обладал знанием многих вопросов внешней политики и хорошо понимал, как работает Вашингтон. Я понимал, насколько важно иметь хорошие взаимоотношения с президентом. Это самое важное для госсекретаря, потому что каждый человек в Вашингтоне хочет заполучить свой кусок во внешней политике. У каждого имеются свои соображения насчет того, как Соединенным Штатам следует вести дела с Россией или с Ираном. Это в меньшей степени относится к министерству финансов, которое решает вопросы, понятные в основном лишь посвященным людям и специалистам. Там мало кто стремится залезть в вашу песочницу. Но в Госдепе все не так.

Надо быть уверенным в том, что у вас с президентом имеется взаимопонимание, и что он в случае необходимости прикроет вас с тыла. Вы не сможете добиться успеха, если президент не будет вас поддерживать и защищать - как на международной арене, так и внутри страны. У вас с президентом должно быть ясное понимание того, что вы являетесь его главным представителем на международной арене, главным разработчиком и исполнителем внешней политики. В вопросах внешней политики не должно быть разногласий. Если такие разногласия появятся, то другие страны будут получать противоречивые сигналы, а в результате деятельность вашей администрации окажется неэффективной. На публике госсекретарь должен быть максимально похож на клона президента. Это не значит, что в частном порядке вы не можете высказывать ему свое мнение, даже если оно расходится с его собственным. Сенатор Клинтон исключительно способный человек, и у нее есть все шансы стать хорошим госсекретарем, если между ней и президентом не будет возникать никаких расхождений в вопросах внешней политики.

Я думаю, сенатору Клинтон надо будет с самого начала заняться решением арабо-израильской проблемы. На мой взгляд, ее супруг и Джордж Буш-младший слишком долго выжидали. Соблазн выждать очень велик, так как это очень трудная проблема с точки зрения внутренней политики. Похоже, что сегодня израильские органы государственной власти проявляют больше стремления к прочному миру на договорной основе, чем в прошлом. Я думаю, звезды расположились правильно. Но односторонними действиями мир между арабами и израильтянами обеспечить невозможно. Поэтому мне кажется, она сможет продуктивно работать в этом направлении.

Также важно восстановить в нашей стране доверие к свободной торговле. Сегодня его нет. И левые, и правые стойко стояли на стороне такой свободной торговли. Это не только экономический вопрос, это важный политический вопрос. Сенатору Клинтон предстоит сыграть важную роль в восстановлении такого доверия. Мы не можем отступать от свободной торговли. Новой администрации будет трудно сделать это из-за того, что ее представители говорили во время избирательной кампании. Очень легко выступать против свободной торговли, когда наступают трудные времена. Но любой изучавший данный вопрос знает, что свободная торговля рождает больше победителей в экономике, чем проигравших, что она создает рабочие места и обеспечивает экономический рост.

Уоррен Кристофер, госсекретарь при президенте Клинтоне, 1993-1997 гг.

Приоритет N1 должен заключаться в попытке восстановить репутацию Америки за рубежом. Эту задачу невозможно решить быстро, но присутствие в Госдепартаменте госсекретаря Клинтон, которая пользуется большим уважением, станет важным знаком приверженности решению данной проблемы.

Нам необходимо осуществить корректировку в мышлении, в наших подходах к другим странам, которые должны основываться на духе сотрудничества. Мы обязаны отказаться от философии "тот, кто не с нами, тот против нас", которая господствовала в стране на протяжении восьми лет.

Этого можно добиться в ходе встреч с руководством других стран, которые следует проводить в атмосфере, демонстрирующей наше понимание их проблем и дух сотрудничества, а не уверенность в том, что у США есть ответы на все вопросы.

Вот некоторые первые шаги, которые может предпринять сенатор Клинтон. Во-первых, ей следует возглавить действия по закрытию тюрьмы в Гуантанамо, сделав так, чтобы задержанных судили в соответствии с нормами американского правосудия. Во-вторых, надо объявить незаконными пытки, проводимые любыми американскими ведомствами, в том числе, пытки утапливанием. И в-третьих, Соединенные Штаты Америки должны возглавить действия по выработке предложений в вопросах климатических изменений, которые придут на смену Киото. Мы не можем вести себя как собака на сене. Если сделать все это без промедлений, такие действия станут мощным сигналом для других стран.

Мадлен Олбрайт, госсекретарь при президенте Клинтоне, 1997-2001 гг.

Самое трудное - это определить приоритеты. Хочется сделать все, везде успеть. Ты думаешь: "На этом посту мне работать не очень долго, а работы так много". Безусловно, существуют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные приоритеты. Но срочное зачастую оттесняет на второй план важное. Надо успевать следить за всем, но все сделать самому просто невозможно. Поэтому крайне важно собрать в рамках Госдепартамента единую команду из лучших сотрудников дипломатической службы, а также объединить различные группы для обеспечения поддержки. Надо отбирать людей, которым можно доверять, которые будут проводить политику президента и следить за тем, чтобы все шло как положено. Надо обладать возможностью одновременно заниматься многими вещами.

Хотя я и прежде работала в Совете национальной безопасности, просто невозможно всегда быть полностью готовым к той быстрой смене обстановки, которая происходит в Госдепартаменте. Возникает большая зависимость от мгновенной оперативной информации. Очень трудно определить, какая именно информация тебе нужна в данный момент, и необходимо просеивать ее всю, делая это очень быстро. Мир ждет от тебя незамедлительных действий.

Я думаю, у женщины-госсекретаря имеются определенные преимущества. Зачастую в дипломатии необходимо поставить себя на место другого человека. Откровенно говоря, я считаю, что женщинам это удается лучше. Мы более внимательные слушатели, а в дипломатии следует ко многому внимательно прислушиваться. Мне удавалось налаживать хорошие личные взаимоотношения и откровенно высказываться. У меня была стандартная линия поведения, которой я пользовалась: "Я приехала издалека, поэтому должна быть откровенной". Люди знали, что мы можем провести хорошую беседу, но в конечном итоге я должна была представлять интересы Соединенных Штатов.

Безусловно, это изумительная работа. Это самая лучшая работа, какую можно себе представить. Быть госсекретарем - значит иметь доступ к огромным возможностям для использования силы и влияния США во имя тех принципов, на которых была основана наша страна. Это дает самый лучший шанс восстановить репутацию Америки и ее лидерство, а также открыто заявить, что существующие проблемы требуют партнерства с другими странами. Надо уметь уважать людей, с которыми имеешь дело, надо понимать, что и они выступают от имени своих стран. Каждый представляет свои собственные национальные интересы. Но в дипломатии крайне важно то, что зачастую национальные интересы совпадают. Поэтому цель заключается в поиске общих позиций.

Колин Л. Пауэлл, госсекретарь при президенте Буше, 2001-2005 гг.

Я хотел бы сказать сенатору Клинтон, что необходимо сделать так, чтобы Госдепартамент и зарубежная дипломатическая служба были полностью на ее стороне. Для госсекретаря вопросы руководства и управления не менее важны, чем формулирование внешней политики, поездки по миру и решение возникающих кризисных ситуаций. Надо помогать Совету национальной безопасности, вице-президенту, министру обороны и разведслужбам в создании единой системы национальной безопасности, которая действует динамично и быстро реагирует на такие кризисы, обеспечивая твою готовность к их урегулированию.

Что касается вопросов политики, вскоре вы окажетесь полностью вовлеченной в существующие кризисные ситуации. Это будут кризисы, унаследованные от прежней администрации, такие как Ирак, Афганистан, Ближний Восток, Индия-Пакистан. Я также могу гарантировать вам появление новых кризисов. Они будут отнимать огромное количество времени и сил, и к этому надо быть готовым.

Кроме того, вам придется тратить не меньше времени на сохранение и развитие важных взаимоотношений, за которыми надо будет следить и обеспечивать их надежность и неразрывность. Во главу угла я бы поставил наши главные альянсы, прежде всего, НАТО. Затем идут взаимоотношения с крупными странами, которые действительно обладают экономическими возможностями выступать с нами на равных. Это Китай, Россия и Индия. Разговаривая с этими тремя странами, вы разговариваете с половиной всего мира. Важна также Япония. Надо с самого начала наладить контакт с нашими друзьями здесь - в Северной Америке - с Канадой и Мексикой.

Меня по-настоящему поражало то, как много времени приходится посвящать и как много удается узнать об экономике, особенно о международной экономической политике: о Североатлантической зоне свободной торговли, о переговорах в Дохе, о вопросах двусторонних торговых отношений с Канадой, Мексикой, Японией. И вот я, закаленный и храбрый боец из джунглей, со временем стал экспертом по сое, пиломатериалам, черепице и рису. Сегодня не нужно далеко ходить, чтобы понять, что главной политической силой в мире является экономика. Достаточно послушать, что говорят в Конгрессе по поводу наших автомобильных гигантов GM и Ford. Местные экономические проблемы просачиваются во всю глобальную экономику. Китай теряет столь необходимые ему рабочие места, которые очень нужны миллиардам китайцев, не успевшим пока вкусить плоды экономического роста. Кризис оказывает негативное влияние на Россию и на страны Восточной Европы. Он влияет на стабильность, на безопасность - да практически на все, что мы пытаемся делать в мире.

_________________________________________

Команда центристов ("The Washington Post", США)

Тон сменится, а вот политика - едва ли ("The Times", Великобритания)

Чего не следует делать во внешней политике ("The International Herald Tribune", США)

Сила оружия или моральный авторитет? ("The Washington Post", США)

* * * * * * * * * * * * * * * * * *

Кризис или Суд Божий (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Победа за нами! (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Алексий II Калита (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Медведева и гламур (Общественная палата читателей ИноСМИ)