Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Безопасность: неудача российской дипломатии

И речи быть не может о том, чтобы ослаблять ОБСЕ!

Безопасность: неудача российской дипломатии picture
Безопасность: неудача российской дипломатии picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В начале лета Дмитрий Медведев, только-только заступивший на пост президента России, вернулся к стародавней внешнеполитической идее своей страны, а именно - перестройке европейской архитектуры безопасности. Существующие организации, в том числе НАТО и ОБСЕ, функционируют далеко не оптимальным образом, более того они - продукты 'холодной войны'. Поэтому...

В начале лета Дмитрий Медведев, только-только заступивший на пост президента России, вернулся к стародавней внешнеполитической идее своей страны, а именно - перестройке европейской архитектуры безопасности. Существующие организации, в том числе НАТО и ОБСЕ, функционируют далеко не оптимальным образом, более того они - продукты 'холодной войны'. Поэтому надлежит подчинить их более масштабной структуре с четче определенными целями и задачами, а также подумать о новых формах сотрудничества в области безопасности. И разработать для решения этих задач новый договор, который должен быть одобрен на саммите глав государств региона.

Два месяца назад президент Франции Николя Саркози публично поддержал план Медведева обновить основы системы безопасности 'от Ванкувера до Владивостока'. И добавил, что подобную дискуссию лучше всего вести в рамках ОБСЕ - Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, - и предложил в этих целях созвать саммит глав государств и правительств в первом полугодии 2009 года.

Другие государства, например, Германия и многие страны Средиземноморья отнеслись к этому проекту намного благосклоннее, чем к в свое время к демаршу, сделанному Кремлем в самый разгар 'холодной войны', который привел к подписанию в 1975 году Хельсинкских соглашений и созданию ОБСЕ . . .

. . . а потом последовал более осторожный ответ

Однако на состоявшихся в Брюсселе и Хельсинки встречах министров иностранных дел стран-членов НАТО и ОБСЕ европейские государства дали коллективный более осторожный и уклончивый ответ на российские предложения. Контуры новой организации подлежат уточнению, а участие в ней ряда стран, в частности азиатских, вызывает многочисленные вопросы . . . В то время, когда НАТО ищет смысл своего существования, страны Запада хотят получить гарантии того, что российская инициатива не нацелена на то, чтобы обойти НАТО или развалить ее. Кроме того американцы в ожидании новой администрации не хотят, чтобы европейцы еще больше связывали себя с российскими интересами.

Открытые и прямые, но несколько преждевременные дебаты

Предложение Медведева вызвала дебаты, открытые и прямые, в самой ОБСЕ, в ходе совещания министров иностранных дел, проходившего 4 декабря в Хельсинки. Проект политической декларации, где предлагалось 'принять во внимание недавние инициативы президентов России и Франции по усилению безопасности на территории от Ванкувера до Владивостока' и отмечалось, что ОБСЕ является естественной площадкой для их обсуждения, так и не был принят. Раздавшиеся возражения в первую очередь касались российского вторжения в Грузию: поскольку Россия не выполняет взятых на себя обязательств, не отводит войска в соответствие с достигнутыми договоренностями, препятствует работе наблюдателей ОБСЕ, а вопрос отделившихся от Грузии территорий не решен, уровень доверия к России не настолько высок, чтобы обсуждать с ней архитектуру безопасности, даже если ЕС и НАТО собираются постепенно возобновить диалог о безопасности с этой страной.

С другой стороны, неприязнь к ОБСЕ России, которой активно не нравятся действия органов, которым поручено наблюдать за выборами, обеспечивать свободу СМИ и продвигать права человека, вызывает у многих государств сомнения в сути российской инициативы. И, наконец, мораторий, введенный Россией на Договор об обычных вооруженных силах в Европе, делает маловероятной перспективу создания новых инструментов: как отметила Швейцария, нужно не столько заявлять о необходимости создания радикально новой архитектуры безопасности, сколько возродить доверие к существующим институтам, а, возможно, даже подвергнуть их коренному обновлению. И речи быть не может о том, чтобы ослаблять ОБСЕ!

Роль, которую может сыграть Швейцария

Однако обсуждение российских инициатив выявило достаточно позитивных моментов, чтобы следующий председатель ОБСЕ (в 2009 году на этот пост заступает Греция) обязался продолжить обмен мнениями по поводу обновления системы евроатлантической безопасности, в том числе в ходе вероятного саммита, если, конечно, он будет иметь место. Это - дипломатический способ сказать русским, что им предстоит еще выполнить 'домашнее задание', и что, хотя Запад готов улучшать существующие структуры, необходимость новой концепции евро-атлантическо-азиатской безопасности еще нужно доказать. Таким образом, это досье предполагает многочисленные консультации, в которых Шейцария, сыгравшая одну из главных ролей в создании ОБСЕ, безусловно, должна принять участие.

____________________________

Вопреки всему вести переговоры с Россией ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Закат ОБСЕ ("The Wall Street Journal", США)

Двойной вызов НАТО ("Le Monde", Франция)

Новые вызовы для Запада ("Dziennik", Польша)

* * * * * * * * * * *

Четыре претендента на патриарший престол (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Немцов: вялотекущая импотенция национального масштаба (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Кому выгодна война? (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Распутин при дворе фюрера (Общественная палата читателей ИноСМИ)

За Ленина, Петлюру и Юденича! (Общественная палата читателей ИноСМИ)