'Сделайте меня мучеником', - этого Халид шейх Мохаммед, предполагаемый организатор терактов 11 сентября, требует с тех пор, как в июне он впервые появился в суде Гуантанамо. Судя по его вчерашней попытке сделать заявление о признании вины, его и администрацию Буша объединяет одно: желание как можно скорее провести его процесс или, проще говоря, казнь.
Это могло бы быть удобно для Барака Обамы, хотя речь идет о нарушении принципов справедливого правосудия, которые он, критикуя политику Гуантанамо, пообещал отстаивать. Но может так сложиться, что с этим делом придется разбираться ему, и он встанет перед непростым выбором в то время, как ему хотелось бы занять простую моральную позицию.
Пока не схвачен Усама бен Ладен, суд над Мохаммедом и еще четырьмя обвиняемыми - это лучшее, что может сделать команда Буша, чтобы продемонстрировать успех в охоте над организаторами терактов 11 сентября. Но вчерашние слушания показали, почему лагерь и 'военные комиссии' (особые новые суды для заключенных) вызвали такую критику в адрес США.
Первое возражение против Гуантанамо состоит в том, что Соединенные Штаты используют этот лагерь для задержания сотен людей без суда, отказывая им в историческом праве оспаривать свое содержание под стражей. Пока за последние два года в лагерь не были доставлены Мохаммед и дюжина других подозреваемых, там не было ни одного более важного лица, чем водитель бен Ладена.
Мохаммед - один из горстки тех, кому вообще будет предъявлено обвинение. Но комиссии представляют собой несправедливое правосудие, лишая обвиняемых тех прав, которые были бы у них в американских военных или уголовных судах. Там показания, полученные путем пыток, недопустимы, но комиссии просто провели повторный допрос заключенных - таких, как Мохаммед - подвергшихся пыткам согласно любому определению, чтобы доказать, что показания - 'чистые'. Вчера также было продемонстрировано, что за семь лет так и не решены важнейшие вопросы: например, могут ли заключенные отказаться от услуг пентагоновских юристов, лишив себя, таким образом, представительства.
Если комиссия примет заявление о признании вины, вынесет смертный приговор, и Мохаммед будет казнен до 20 января, то исполнится его желание стать мучеником. В противном случае Обама обнаружит, что закрытие лагеря - это тривиальное решение. Трудным будет решение об отмена смертного приговора самопровозглашенному архитектору 11 сентября и передача дела человека, которого пытали агенты США, на рассмотрение американских судов.
________________________________
Минное поле Буша для Обамы ("Los Angeles Times", США)
Сила оружия или моральный авторитет? ("The Washington Post", США)
Америка, дрожащая от страха перед выдуманным врагом - не та страна, что я знал прежде ("The Guardian", Великобритания)
* * * * * * * * * * *
Четыре претендента на патриарший престол (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Немцов: вялотекущая импотенция национального масштаба (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Кому выгодна война? (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Распутин при дворе фюрера (Общественная палата читателей ИноСМИ)
За Ленина, Петлюру и Юденича! (Общественная палата читателей ИноСМИ)