Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Немеркнущее сияние звезд в Гданьске

'Моральный авторитет' и любой авторитет - это то, что люди зарабатывают благодаря своим достижениям и качеству своих идей - и то, что они могут сохранить лишь в том случае, если умеют себя рекламировать

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Люди приходят слушать Далай-ламу, как и Валенсу, не просто из-за того, что он скажет, а из-за того, что он представляет. Точно так же люди приходят слушать Саркози не обязательно из-за того, что он скажет, а из-за того, кто он такой: президент Франции, лидер державы, которая остается одной из самых влиятельных в Европе и сама является наследницей долгой традиции революционной демократии.

Tuesday, December 9, 2008; Page A19

Гданьск (Польша) - Там был председатель Европейской комиссии, равно как иранская правозащитница Ширин Эбади и бывший президент ЮАР Фредерик Виллем де Клерк, оба - лауреаты Нобелевской премии мира. Прибыла компания премьер-министров, готовых поговорить о мире, финансовом кризисе и, прежде всего, новом пакте об изменении климата: группа кубинских диссидентов даже направила письмо, которое было зачтено со сцены.

Иными словами, куча народу в прошлые выходные отправилась в холодный дождливый Гданьск на конференцию, приуроченную к 25-ой годовщине присуждения Нобелевской премии мира Леху Валенсе - активисту 'Солидарности', лидеру антикоммунистического профсоюза и бывшему президенту Польши. Тем не менее, хотя присутствовали президенты, премьер-министры и нобелевские лауреаты, хотя в коридорах проходили важнейшие переговоры, в новостях доминировали три персонажа: Далай-лама, президент Франции Николя Саркози и сам Валенса.

На этот раз в освещении мероприятия не было никаких перекосов. Несмотря на обилие почетных гостей, эти трое действительно были теми звездами, посмотреть на которые пришли все. Я была в зале, когда Саркози выступал со своей единственной публичной речью, звучавшей как предвыборное выступление. Он страшно льстил полякам вообще и Валенсе в частности ('Демократия существует благодаря вам и таким людям, как вы!'). Когда президент Франции покинул зал, многие из присутствующих встали и вышли вслед за ним. В результате, следующая группа выступавших - среди них еще один нобелевский лауреат и знаменитый экономический реформатор - оказалась в полупустом зале, в котором от наэлектризованной атмосферы не осталось и следа.

Объяснение этого феномена отчасти лежит в тех идеях и институтах, которые представляют три звезды. Хотя в Польше Валенса - довольно противоречивая фигура - например, о его президентстве вспоминают без особой ностальгии, и зажигательные речи он не произносит уже давно - за границей это не имеет никакого значения: после смерти папы Иоанна Павла II он просто крупнейший из живых символов краха коммунизма, воплощение идеи о том, что простые люди - электрики, судостроители - способны свергнуть диктатуру. В современном мире аналогичную роль играет Далай-лама. Он тоже воплощает вызов - китайской оккупации Тибета и разрушению его культуры - и воплощает идею о том, что с авторитаризмом и насилием можно бороться при помощи веры и пацифизма.

Люди приходят слушать Далай-ламу, как и Валенсу, не просто из-за того, что он скажет, а из-за того, что он представляет. Точно так же люди приходят слушать Саркози не обязательно из-за того, что он скажет, а из-за того, кто он такой: президент Франции, лидер державы, которая остается одной из самых влиятельных в Европе и сама является наследницей долгой традиции революционной демократии.

И все же, здесь задействованы и другие факторы. Я встречалась с беженцами из Северной Кореи, которые, по крайней мере, ничуть не менее бесстрашны, чем Далай-лама, и были антикоммунистические диссиденты, по крайней мере, такие же эффективные, как Валенса, однако за ними не бегают с телекамерами. Точно так же есть другие европейские лидеры - тут приходит в голову премьер-министр Великобритании Гордон Браун - которые представляют богатые демократические традиции, но не думаю, что они вызывают такой же живой интерес у фотографов.

А дело вот в чем: помимо того, что представляют эти три человека, их также объединяет нечто весьма важное - не поддающаяся четкому определению форма харизмы, умение работать на публику и интуитивное понимание того, что хорошо выйдет на фотографии. Саркози хотел сфотографироваться с Далай-ламой отчасти из желания продемонстрировать, что он игнорирует оккупацию Тибета Китаем, а отчасти потому, что Далай-лама со своими монашескими одеяниями и церемониальными платками имеет почти мистическую притягательность. Далай-лама хотел сфотографироваться с Саркози отчасти из-за того, что встречи с зарубежными лидерами помогают ему оказывать давление на китайское правительство, но также потому, что фотография с гламурным Саркози - который носит ботинки на каблуках и женат на Карле Бруни - дорогого стоит.

А встретиться с Валенсой оба они хотели потому, что фотография с Валенсой ценится дороже, чем фотография с большинством других нобелевских лауреатов. Почему? Потому что Валенса - электрик, носит фирменные усы, потому что он склонен к грубоватому юмору и двусмысленным метафорам. А также потому, что, когда он выходит из зала - точно так же, как когда из зала выходит Далай-лама или Саркози - что-то меняется в атмосфере, исчезает что-то, не поддающееся точному определению. 'Моральный авторитет' и любой авторитет - это то, что люди зарабатывают благодаря своим достижениям и качеству своих идей - и то, что они могут сохранить лишь в том случае, если умеют себя рекламировать.

________________________________

Польская революция нашла свой символ ("Польское радио для заграницы", Польша)

Вспоминая 'Солидарность' ("The Washington Post", США)

Лех Валенса: "Поляки имеют опасную привязанность к идее свободы"

* * * * * * * * * * *

Патриоты - это глупые шовинисты (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Большевистская благодарность товарища Сталина (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Старая матрица новой России (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Равнение на Америку (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Немцов: вялотекущая импотенция национального масштаба (Общественная палата читателей ИноСМИ)