Есть одна старая русская сказка, разные версии которой существуют в разных странах. Она о двух бедных крестьянах, которых звали Иван и Борис. Единственное различие между ними было в том, что у Бориса был козел, а у Ивана козла не было.
Как-то раз Иван набрел на странного вида лампу, а когда потер ее, оттуда появился джинн. Он сказал, что исполнит только одно Иваново желание, но это может быть все что угодно. Иван сказал: "Я хочу, чтобы козел Бориса издох".
Вариации на эту тему, существующие у других народов, говорят нам, что такова природа всего рода человеческого, а не только русских.
Эта сказка болезненно напоминает нам о многих американцах, которые сегодня заняты тем, что оценивают зарплаты и бонусы руководителей корпораций. И дело тут не в том, что зарплата директоров как-то отражается на их благосостоянии. Если бы все руководители нефтяных компаний Америки согласились работать бесплатно, этого не хватило бы даже на то, чтобы понизить цену галлона бензина хотя бы на цент. Если бы все руководители General Motors согласились работать даром, этого не хватило бы даже на то, чтобы понизить цену "кадиллаков" и "шевроле" хотя бы на один процент.
Слишком много в мире людей, похожих на Ивана, которые хотят смерти Борисова козла.
И дело даже не в том, что среднестатистический руководитель компании получает столько же денег, сколько любой профессиональный спортсмен или шоумен. Средняя зарплата главы достаточно крупной корпорации, которая включена в индекс Standard & Poor's, в три с лишним раза меньше той суммы, которую получает бейсболист Алекс Родригес (Alex Rodriguez), в десять раз меньше доходов Тайгера Вудса (Tiger Woods) и в тридцать с лишним раз меньше гонораров телеведущей Опры Уинфри (Oprah Winfrey). Но когда кто-то из нас обвинял атлетов или людей из шоу-бизнеса в "алчности"?
Не широкая общественность уделяет столь пристальное внимание руководителям корпораций. Это политики и средства массовой информации фокусируют внимание на капитанах бизнеса, ведя за собой общество как стадо. Логика здесь проста: надо очернить тех, чье место или влияние вы собираетесь узурпировать.
Политики, которым нужна власть для мелочной опеки бизнеса и экономики, хорошо знают, что опорочить тех, кто в настоящее время руководит компанией, значит сделать первый залп в битве за захват их постов.
Политики никак не могут занять место Алекса Родригеса, Тайгера Вудса или Опры Уинфри. Поэтому те могут зарабатывать столько, сколько захотят, и это не имеет никакого значения с политической точки зрения.
Те, кому нужно больше власти, давно знают, что путь к успеху заключается в том, чтобы дать людям объект для ненависти и страха.
Во Франции 18-го столетия Максимилиан Робеспьер, разжигая ненависть к аристократии, сумел получить такую диктаторскую власть, которой никогда не было у аристократов. И он использовал эту власть, чтобы вызвать такую кровавую резню, какой никогда не было при старом режиме.
В 20-м веке коммунисты в России на пути к власти превратили царя и капиталистов в объекты ненависти всего общества. Но такая власть принесла людям гораздо больше горя и разорения, чем все цари и капиталисты вместе взятые.
Сегодня в Америке, как и в других странах, как и в иные времена, вопрос заключается не в том, какая часть элиты победит в перетягивании каната. На кону большие ставки всего населения.
Мы только что стали свидетелями трех показательных событий, наглядно продемонстрировавших, что может случиться с экономикой, когда политики начинают указывать бизнесу, какие решения принимать.
На протяжении многих лет, используя положения Закона о местных реинвестициях и иные регулирующие полномочия, а также угрожая применением правовых действий, если рейтинги по утверждению кредитов будут отличаться от общих демографических тенденций и показателей, политики заставляли банки и прочие кредитные организации выдавать людям кредиты, хотя будь их воля, эти кредиторы ни за что не пошли бы на такое кредитование.
И вот теперь, когда все это лопнуло как мыльный пузырь, а экономика пошла на спад, где же искать ответ? А он уже готов. Экономические решения следует активнее отдавать на откуп политикам, поскольку они заявляют, что основной причиной всех наших проблем является "дерегулирование".
И неважно, насколько удушающее регулирование виновно в нынешних экономических бедствиях. Политики поняли, что могут действовать безнаказанно - стоить только обвинить во всем "дерегулирование".
При этом не имеет никакого значения, что нас ждет впереди. Для политиков это все равно беспроигрышная игра. Если мы будем продолжать слушать политиков и их союзников из СМИ, то всех нас ждет крупный проигрыш и большие потери. И часть этой игры состоит в том, чтобы приковать наше внимание к козлу Бориса - то есть, к доходам руководителей корпораций. Если мы попадемся на эту удочку, то сами превратимся в козлов отпущения.
Томас Соуэлл пишет статьи для целого ряда изданий.
_______________________________
Не падайте духом, нас спасет алчность ("The Globe And Mail", Канада)
В мире происходит бурная химическая реакция ("Liberation", Франция)
Кампания по спасению должников аукнется нам, вкладчикам ("The Independent", Великобритания)
* * * * * * * * * * * * * * * *
Патриоты - это глупые шовинисты (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Большевистская благодарность товарища Сталина (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Старая матрица новой России (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Равнение на Америку (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Немцов: вялотекущая импотенция национального масштаба (Общественная палата читателей ИноСМИ)