Бедный игумен Евстафий! Он покинул свою церковь, храм Святой княгини Ольги в Стрельне, что под Питером, то есть в Ленинградской области. Он ушел, унеся с собой любимую икону, за которую его сурово осудило начальство, но от святыни не отрекся. Он унес с собой свою веру, которая неподвластна ни церковным, ни мирским властям. Веру в товарища Сталина.
Скандал этот начался недавно и продлился недолго.
Как писали в российской прессе, игумен Евстафий (Жаков) вывесил у себя в храме новую икону - для поклонения. На ней местный живописец, как умел, изобразил блаженную Матрону Московскую, а рядом с ней, в полный рост, лучшего друга верующих Иосифа Виссарионовича Сталина. Когда потрясенные прихожане спросили игумена, зачем он это сделал, тот ответил от всего сердца, что у него два отца, если не считать Отца Небесного. Родной папа и отец народов.
Подкрепляя свою веру, 'сын' тов. Сталина вспомнил одну из легенд, связанных с матушкой Матроной. Будто бы осенью 1941 г., когда немцы уже подбирались к Москве, впавший в уныние Иосиф Виссарионович не раз навещал матушку и имел с ней долгие, продолжительные беседы. Матрона успокаивала вождя, учила, как лучше оборонять Москву, предложив такие заградительные меры: 'Ты один останешься в городе. Всех отправляй, а город не сдавай. И не сдашь'.
Как известно, примерно так и вышло. Правда, в город еще вошли сибирские дивизии, отстоявшие столицу, но и Сталин из Москвы бежать не стал. Эта встреча величайшего из полководцев с матушкой Матроной и стала сюжетом иконы, полюбившейся игумену. В отличие от прихожан, которые не пожелали прикладываться к образу и объяснили, почему не хотят этого делать. Тогда обиженный, но не сдавшийся священник убрал икону от греха подальше, перенеся ее в нижний придел храма.
Общаясь с газетчиками, он был суров и выражений не выбирал. Помимо разговоров об 'отце' Сталине, он еще выражал свое отвращение к тем, кто сегодня поносит бывшего советского вождя. Либералов обзывал 'пуделями демократии' и рассказывал, как поминает Иосифа Виссарионовича 'на всех службах, где это уместно'. Замечание о том, что тов. Сталин был коммунист и в Бога не верил, игумен с негодованием отверг: 'А откуда вы знаете? То, что он возглавлял атеистическое государство, - так мало ли кто что возглавлял! Я больше верю двум патриархам - Сергию и Алексию I. Они считали совершенно определенно: Сталин был верующим человеком'.
Такая вот история, с печальным для игумена Евстафия концом. В итоге от него отвернулись не только прихожане, но, выдержав некоторую паузу, отвернулась и Церковь. Как выразился руководитель пресс-службы Московского патриархата священник Владимир Вигилянский, 'произошло дисциплинарное нарушение: клирик не имеет права вешать в храме неканоническую икону. С поступком священника будет разбираться правящий архиерей'.
Если можно давать непрошеные советы архиерею, то я бы попросил его быть помягче с игуменом Евстафием. По сути, батюшка ни в чем не виновен. Он никакой не сталинист, но - жертва эпохи, в которой маразм соединился с патриотизмом чуть ли не впервые в российской истории.
Задумаемся: мог ли Евстафий осмелиться поместить Сталина на икону в другие времена? При самом Сталине - расстреляли бы за кощунство по отношению к великому вождю. При Хрущеве и Брежневе - могли бы посадить, а уж из храма выгнали бы сразу. Главное: никому из настоятелей в голову бы не пришло возводить вождя в святые. При Путине, чья эпоха продолжается и поныне, такое стало возможным.
Эта эпоха всеядна. Она по-своему демократична, но в тех рамках, которые очень точно названы 'суверенными'. Культ начальства соединился в ней с тем абсолютным обожествлением денег, которое возможно только на ранней стадии капитализма. В отношении к истории прагматизм соседствует с идиотизмом. Ибо история объявлена чередой бесконечных православных побед над врагами, и в первых рядах победителей - святой князь Александр Невский и, натурально, тов. Сталин. Оба являются 'именами России', по названию известной телепередачи и скандального голосования в интернете. А 'святой' Иосиф Виссарионович был, как сказано в одном государственном пособии для учителей, еще и эффективным менеджером, по-русски говоря - успешным управленцем в компании под названием 'СССР'.
Поневоле ведь свихнешься, соединяя такую теорию с такой практикой. И можно лишь удивляться, что в церкви, в этом традиционно государственном учреждении, нашелся пока только один такой игумен Евстафий, намалевавший на своем знамени упыря и убийцу Джугашвили. Обратились же недавно к патриарху главные атеисты России, коммунисты Санкт-Петербурга, с предложением канонизировать Сталина. А если спросить рядового 'едроросса', как бы он поступил с Путиным, если бы тот, не дай Бог, приказал долго жить, то этот партийный товарищ наверняка возжелал бы канонизировать и Путина.
Вот я и говорю: бедный игумен Евстафий. Он лишь слегка опередил время, чуть сильнее других заразился общим безумием - и сразу пострадал за веру. Теперь вот сидит дома со своей иконой, в одиночестве молится на Сталина. Надо бы его пожалеть и простить.
_________________________________
В учебнике истории России - флирт со Сталиным ("Delfi", Литва)
Новый русский Сталин, или Конструкторы 'счастливого прошлого' ("Зеркало Недели", Украина)
Путин и Сталин перед лицом российской истории ("Les Echos", Франция)
'Имя России' - Сталин? ("Postimees", Эстония)
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
Вопросы "Большого брата" (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Патриоты - это глупые шовинисты (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Большевистская благодарность товарища Сталина (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Старая матрица новой России (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Эффективный менеджер по имени Сталин (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)