Базирующаяся в Нью-Йорке организация призывает будущую администрацию Барака Обамы проводить последовательную политику в сфере прав человека, выстраивая свои отношения с Россией. По просьбе Русской службы 'Голоса Америки', сотрудники Human Rights First Нил Хикс и Пол ЛеЖендр комментируют опубликованный организацией 'План действий: Как продвигать права человека в России'.
Нил Хикс: В этом 'Плане действий' мы подчеркиваем, что права человека должны быть неотъемлемой составляющей двусторонних американо-российских отношений. Эта цель может быть достигнута, опираясь на многосторонние соглашения, одобренные в формате Организации по безопасности и сотрудничестве в Европе (ОБСЕ). Мы подчеркиваем, что права человека не должны 'затеряться' среди других вопросов в повестке дня американо-российских отношений.
Михаил Гуткин: Как вы оцениваете деятельность администрации Буша с точки зрения защиты прав человека? И чем, по-вашему, должна отличаться политика администрации Обамы в этом вопросе?
Нил Хикс: Политика администрации Буша в отношении прав человека в России менялась на протяжении нескольких лет. Мы считаем, что сразу после 11 сентября 2001 года правозащитной повестке дня был нанесен ущерб, так как России была предоставлена карт-бланш в борьбе с терроризмом. Это привело к ухудшению ситуации с правами человека. Однако со временем сообщения о многочисленных нарушениях прав человека в России стали вызывать озабоченность в Вашингтоне, и США начали критиковать Москву. Тем не менее, во время встречи президентов Путина и Буша в Кеннебанкпорте в 2007 году проблема прав человека, согласно официальным сообщениям, не обсуждалась. Поэтому мы призываем будущую администрацию США проводить последовательную политику в этой сфере.
Михаил Гуткин: В своем 'Плане действий' вы призываете уделить особое внимание борьбе с преступлениями, совершаемыми на почве расовой или этнической ненависти, и ксенофобией в России. Что вы предлагаете?
Пол ЛеЖендр: Растущее число преступлений на почве ненависти и отсутствие должной реакции со стороны российских властей давно уже беспокоят нас. Темп роста таких преступлений составляет 20 процентов в год, и в этом году число убийств, совершенных на расовой почве, может достигнуть ста. По сравнению с другими странами Европы это огромная цифра. В последнее время со стороны президента Медведева поступают сигналы о том, что он понимает серьезность проблемы. Однако эти сигналы пока еще не дошли до прокуратур и правоохранительных органов на местах, которые непосредственно ответственны за привлечение виновных к ответственности. Мы считаем, что российские власти должны отнестись к этой проблеме более серьезно.
Мы также считаем, что это - возможность наладить сотрудничество между США и Россией. Соединенные Штаты имеют большой опыт борьбы с преступлениями, совершенными на почве ненависти, у нас разработаны механизмы для решения этой проблемы. Существует возможность как двустороннего, так и многостороннего - в рамках ОБСЕ - сотрудничества.
Михаил Гуткин: Вы также призываете будущую администрацию США оказывать финансовую и другую поддержку российским правозащитным организациям. Публикация вашего 'Плана действий' совпала с обыском в петербургском отделении 'Мемориала'. Но вы, вероятно, знаете, что в самой России такая поддержка со стороны американского правительства зачастую рассматривается как вмешательство во внутренние дела России, правящие круги которой опасаются повторения 'цветных' революций. Затрагиваете ли вы эту проблему в своих рекомендациях?
Нил Хикс: Оказание финансовой поддержки независимым неправительственным организациям, включая правозащитные, которые в силу официального давления или прописанных в законах ограничений не в состоянии сами финансировать свою деятельность - важный принцип, которого мы придерживаемся. Мы считаем, что такие организации должны иметь возможность получать поддержку из-за рубежа, в том числе, со стороны иностранных правительств. Еще более важно то, что Россия сама добровольно взяла на себя обязательства по соблюдению прав человека, в частности, в рамках многостороннего процесса в рамках ОБСЕ. Россия обязалась способствовать развитию гражданского общества, и она должна выполнять эти обязательства. Мы подчеркиваем многосторонний аспект этих обязательств: они распространяются не только на Россию, но и на США, и на другие страны. У России нет оснований для невыполнения этих обязательств.
Михаил Гуткин: Некоторые критики, как в США, так и за пределами страны, указывают на то, что при администрации Буша Соединенные Штаты утратили моральный авторитет, который позволяет призывать другие страны к соблюдению прав человека. Ваша организация выпустила ранее несколько 'планов' - 'Как закрыть тюрьму в Гуантанамо?', 'Как положить конец пыткам и жестокому обращению с заключенными?', и так далее. Считаете ли вы, что будущая администрация должна выполнять ваши рекомендации в некой последовательности, т.е. сначала восстановить свой моральный авторитет, а затем заниматься проблемами прав человека в других странах, или вы советуете все ваши рекомендации проводить в жизнь одновременно?
Нил Хикс: Мы считаем, что все эти рекомендации могут быть реализованы одновременно. Правительство Соединенных Штатов всегда должно быть привержено принципам соблюдения прав человека и уважения закона. Если нынешняя администрация в чем-то отошла от этих принципов, то нужно внести необходимые коррективы. Мы согласны с тем, что хорошо известные случаи отступления от принципов соблюдения прав человека нынешней администрацией нанесли ущерб способности США настаивать на соблюдении этих принципов другими странами. Мы надеемся, что будущая администрация исправит эти ошибки, и что это позволит усилить голос Соединенных Штатов, когда речь идет о соблюдении прав человека. В то же время, мы не думаем, что США должны отказаться от продвижения прав человека во всем мире только из-за того, что репутация самих США в этом вопросе не безупречна. Мы убеждены, что на соблюдении прав человека необходимо настаивать вне какого-либо контекста.
Пол ЛеЖендр: Будущая администрация Обамы получит возможность исправить допущенные администрацией Буша ошибки и проводить сбалансированную и последовательную политику в отношении прав человека, настаивая на соблюдении универсальных принципов всеми странами.
Михаил Гуткин: Есть ли у вашей организации основания полагать, что администрация Обамы будет готова выполнять предлагаемые вами рекомендации, или вы думаете, что вам придется бороться за это?
Нил Хикс: Серия опубликованных нами 'Планов действий' адресована в основном будущим сотрудникам администрации Обамы, и у нас уже были встречи с некоторыми из них. Что касается России, то Барак Обама сделал ряд заявлений во время предвыборной кампании, но я думаю, что окончательно политика по американо-российским отношениям еще не сформирована. Мы понимаем трудности, с которыми администрация Обамы столкнется на этом направлении. Конечно, США и Россия должны сотрудничать по многим направлениям международной политики, будь то нераспространение ядерного оружия, национальная безопасность или борьба с терроризмом. Мы считаем, что сотрудничество по всем этим направлениям будет более эффективным, если вопросы соблюдения прав человека не будут игнорироваться, а станут частью нашего диалога.
____________________________________________
Никто не верит, что права человека могут когда-нибудь восторжествовать ("Radio Praha", Чехия)
Н.Нарочницкая: Косово и права человека: полезные уроки для России ("Столетие.ru", Россия)
Права российских граждан ("The Times", Великобритания)
Кремль - верный борец за права человека - за границей ("Spiegel", Германия)
ЕС считает нефть важнее прав человека ("Radio Nederland", Голландия)