Мировой экономический кризис коснулся многих и породил много угроз. Но даже в этом мрачном окружении российская экономика занимает особое зловещее положение.
Еще полгода назад крупные концерны страны были полны сил и уверенности. Но теперь множится число ужасающих сообщений. Московский рынок акций с начала года потерял почти три четверти своей стоимости. Состояние олигархов в течение нескольких дней существенно сократилось. С лета упали цены на нефть, от которых зависит ориентированная на сырьевой экспорт российская экономика. По данным рейтинговых агентств, страна теряет свои позиции.
Российской руководство при премьер-министре Владимире Путине, который в качестве главы государства с 1999 года получал выгоды от сказочного экономического бума, в этом контексте все больше теряет основу своей легитимности, поскольку слабость крупных предпринимателей в стремительном темпе затрагивает также и простых людей. Идет волна сокращений, в провинции в некоторых местах зарплаты вообще больше не выплачиваются.
Правительство реагирует так, как оно реагировало всегда, когда разрешало проблемы: оно усиливает влияние государства. Кризис, с которым столкнулись олигархи, был использован для получения долей в принадлежащих им империях.
По сообщениям российских СМИ, следующим шагом Путина станет увеличение ввозных пошлины на новые и подержанные иномарки. По официальной версии это должно защитить отечественный (и без того не конкурентоспособный) автомобильный рынок и является чисто популистским жестом.
Однако игра с ограничениями импорта с начала 90-х годов является инструментом обогащения тех лоббистских групп, которые расширяют свой контроль. Если, следовательно, ввоз иностранных автомобилей для нормальных граждан усложняется, то это отнюдь не означает, что в будущем будет импортироваться меньше. Это означает лишь то, что этот бизнес будет заново поделен в пользу часто коррумпированных таможенных служб.
Россия уже давно сошла с пути, ведущего к открытой рыночной экономике. Возникла система государственных и полугосударственных кланов, которые держат под своим контролем энергетический сектор, машиностроение и другие выгодные отрасли. Теперь, когда государственное вмешательство едва ли еще привлекает внимание, процесс в ускоренном темпе будет продолжен.
Правда, в подобной стратегии кроется большая опасность. Население России допускало, чтобы слуги государства обогащались, пока оно само получало выгоду от царящего в стране экономического бума. Теперь, когда вечеринка закончилась, недовольство системой может усилиться.
В демократической стране это было бы моментом мирной смены власти. Однако в условиях автократии, которой Россия стала при Путине, непонимание между государством и гражданами быстро может привести к взрыву. Это было бы не в первый раз в российской истории.
_________________________________________________
Культ Путина ("The Financial Times", Великобритания)
Владимир Путин, современный империалист ("Le Point", Франция)
Доктрина Путина ("Forbes", США)
Виктор Ерофеев: "Путин - это расплата за грехи нашей демократии" ("Telegraf", Латвия)