Пеер Штайнбрюк (Peer Steinbruck) не славится сдержанностью. В этом году германский министр финансов говорил о 'кнуте для налоговой системы Швейцарии' и предсказывал конец роли США как 'финансовой сверхдержавы'. На этой неделе он выступил против идеи фискального стимулирования и обрушился на 'тупое кейнсианство' британского правительства. Его гнев понятен, но неуместен.
В 2005 году г-н Штайнбрюк, представляющий Социал-демократическую партию, был назначен министром финансов в сформированном христианскими демократами коалиционном правительстве. В то время дефицит бюджета Германии составлял 3 процента. Проводя жесткую фискальную политику, он восстановил баланс финансовой системы и добился в 2007 году незначительного профицита. Разумеется, г-на Штайнбрюка беспокоят призывы к фискальному стимулированию, которое вернуло бы Германию ко временам задолженности.
Особенно раздражает то, что громче всех кричит об этом премьер-министр Британии Гордон Браун (Gordon Brown). В бытность свою канцлером казначейства, г-н Браун обожал читать европейским коллегам лекции о том, почему они должны следовать его примеру. Он не прекратил это делать, даже когда унаследованный им профицит бюджета превратился в структурный дефицит.
Г-н Штайнбрюк прав в том, что все варианты стимуляционного пакета крайне ненадежны. Он прав и в том, что избранный Британией путь - временное сокращение НДС - вряд ли заставит потребителей радостно тратить деньги вместо того, чтобы их экономить.
Однако в своем интервью журналу Newsweek, он с негодованием заявил, что те, кто требует от Германии начать стимулировать спрос, хотят заставить ее платить за восстановление европейской экономики. И в этом г-н Штайнбрюк полностью неправ.
Германия - крупнейший в мире экспортер. В этом году, как ожидается, профицит ее счета текущих операций составит 7,3 процента от ВНП. Она служила мощным источником предложения, удовлетворяя избыточный спрос в других частях мира - и в первую очередь в странах Европы. Германская бережливость держалась на расточительности соседей.
Однако по мере того, как страны-потребители настигает кризис, этот спрос начинает падать. Как и остальным странам-производителям Германии надо начать тратить. В противном случае последствия могут быть печальными. Мюнхенский исследовательский институт Ifo предсказывает самую глубокую рецессию в истории ФРГ.
Консерватизм г-на Штайнбрюка имеет отчасти политическую подоплеку - в преддверии предстоящих в следующем году выборов никто не хочет выглядеть расточителем. Тем не менее, правительство должно действовать, несмотря на это. В долгосрочной перспективе, европейцам возможно было бы полезно поучиться у немцев бережливости, однако именно сейчас Германии следовало бы проявить большую солидарность.
__________________________________________
Безначалие ("The Guardian", Великобритания)
Доктрина Меркель ("Wprost", Польша)
Европа не нуждается в единогласии ("The Financial Times", Великобритания)
Фрау канцлер или 'фрау Мягкое Влияние'? ("The International Herald Tribune", США)