Критика британского расточительного подхода к решению экономического кризиса, изложенная министром финансов Германии Пером Штайнбрюком (Peer Steinbrueck) на страницах журнала Newsweek, вполне могла бы прозвучать из уст канцлера Германии Ангелы Меркель.
Ее сдержанный, рачительный подход к экономическому спаду в Германии свидетельствует о том, что она согласилась бы с каждым его словом. Но не стала бы трубить об этом. Меркель излагает свои тезисы без лишнего шума, за закрытыми дверями. Она не ищет ни внимания, ни скандалов.
В какой бы роли она ни выступала - лидера Христианско-демократической партии, канцлера коалиционного правительства или главного представителя Германии на международной арене, она всегда стремится к консенсусу. Разногласия - такие, как знаменитая перепалка с президентом России Владимиром Путиным о свободе СМИ на саммите Россия-ЕС - проявляются в частном порядке.
Ее публичные выступления являются выражением согласия - как длинное совместное с президентом Франции Николя Саркози заявление, сделанное после совещания по вопросам экономического кризиса две недели назад. Известно, что между лидерами Франции и Германии давно не было таких разногласий, как между Саркози и Меркель - они расходятся, в том числе, и по вопросу выхода из кредитного кризиса.
Но они продемонстрировали, что могут вести бизнес друг с другом. Меркель знает, что франко-германские отношения не должны оказываться в заложниках особенностей характера - даже если этого не знает Саркози.
В Лондоне накануне саммита ЕС, состоявшегося на этой неделе, поговаривали о том, что Меркель и Германия находятся в изоляции. В то время, как все поддержали многомиллиардный стимул для экономик еврозоны по британскому образцу, Меркель оказала сопротивление. Прямо не выраженная, но подразумеваемая критика сводилась к тому, что немцы плохо играют в команде, не хотят поделиться с другими благами относительно более сильной и менее уязвимой экономики.
Саммит ЕС заканчивается сегодня. Возможно, прояснится - а, возможно, и нет - вопрос о том, насколько в действительности были изолированы немцы, и в какой мере это было 'провокацией' британского правительства, у которого появляется все больше дурных предчувствий относительно финансовых обязательств, которыми оно связывает налогоплательщиков.
Считается, что ряд стран, включая Польшу, находятся в немецком лагере, предпочитая подход Меркель. Судя по комментариям Штайнбрюка, немецкое правительство считает реакцию британцев безответственной и панической.
Даже если противников у Меркель окажется больше, чем сторонников, сомнительно, что ее можно склонить к более 'британской' точке зрения. В личном и политическом плане она воплощает то самое фискальное 'благоразумие', символом которого когда-то был Браун. Дочь протестантского пастора, она просто излучает бережливость. Она выросла и сделала свою карьеру в относительно бедной Восточной Германии, в тени страны твердой валюты. Условия Германии по принятию евро были такими, что новая валюта должна была унаследовать достоинства твердой немецкой марки. Пока финансовый кризис оправдывает евро и наказывает фунт. Вряд ли Меркель примет участие в какой-либо инициативе, 'смягчающей' евро.
Меркель разделяет со своими соотечественниками антипатию к инфляции, порожденную тем, что сегодня является, по большому счету, коллективной памятью о двадцатых-тридцатых годах и приходе Гитлера к власти. Но имеющиеся у нее варианты действий ограничены двумя ключевыми факторами. Ее ХДС правит в коалиции с социалистами - социалистами являются ее министры финансов и иностранных дел - а они не дадут своего согласия ни на одну меру, которая поставила бы под еще большую угрозу германскую систему социальных гарантий.
Осенью следующего года Германии предстоят всеобщие выборы, и для того, чтобы сохранить пост канцлера, Меркель нужно, чтобы ее партия осталась крупнейшей фракцией в Бундестаге. Сегодня, когда звучат призывы к более 'британскому' экономическому подходу, она должна сохранить свою позицию, чтобы не допустить распада правительства, даже если для этого ей придется пожертвовать какими бы то ни было амбициями по фактическому лидерству в ЕС.
________________________
Превентивный удар Германии ("The Wall Street Journal", США)
Грузия и Меркель: все давление на канцлера ("The International Herald Tribune", США)
Меркель и Саркози: непростое соревнование ("The International Herald Tribune", США)
* * * * * * * * * * *
Старая матрица новой России (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Равнение на Америку (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Немцов: вялотекущая импотенция национального масштаба (Общественная палата читателей ИноСМИ)