Можно ли считать выборы в странах СНГ свободными и справедливыми? Наблюдатели от СНГ почти всегда утверждают, что они именно таковы. Что вы думаете по этому поводу? А как по-вашему мнению, Россия поддерживает проведение справделивых и свободных выборов в странах на территории бывшего Советского Союза? По мнению некоторых российских официальных лиц, запад применяет двойные стандарты, оценивая выборы в этих странах гораздо строже, чем выборы на западе. Вы согласны с этим?
И один последний вопрос: вы считаете президента Беларуси демократическим лидером? Были сентябрьские выборы в парламент Беларуси свободными и справедливыми? Мы хотим перевести на английский язык и опубликовать ваши комментарии к этой статье и по этой теме в газете 'Нью-Йорк Таймс' и на нашем сайте www.nytimes.com.
************************************
ЖОДИНО, Беларусь - Холназар Махмадалиев, наблюдатель от Межпарламентской Ассамблеи СНГ, начал свою работу в день выборов в Беларуси с посещения избирательного участка N7. 'Замечания? Нарушения?', - спросил он, оглядываясь вокруг, как случайный посетитель. Сотрудники избирательной комиссии ответили 'Нет', и он ушел.
Он заходил в один участок ('Как дела, все нормально?') за другим ('Все хорошо?'), пожимал множество рук, расточал бесчисленные комплименты и выпил рюмку коньяка с мэром за успехи города.
Так проходила работа г-на Махмадалиева в составе большой группы наблюдателей от СНГ, которая пришла к выводу, что парламентские выборы, состоявшиеся в Беларуси, бывшей советской республике и союзнице России, были 'свободными, открытыми и демократичными'.
Версия наблюдателей от СНГ, однако, не совсем отражала то, что происходило на самом деле. ОБСЕ, чьи наблюдатели сообщили о подлогах и других проблемах с подсчетом голосов на половине из проверенных ими участков, не говоря уже о многочисленных других недостатках, заявила, что выборы были фальсифицированы.
Очевидно, наблюдателям СНГ, ничего из этого на глаза не попалось. Не проявили они никакого беспокойства и в связи с тем, что служба безопасности, по-прежнему носящая название КГБ, оказывала жесткое давление на оппозицию, посадив за последний год несколько ее лидеров в тюрьму и сорвав их предвыборные кампании. Или по поводу того, что государственное телевидение неоднократно клеймило лидеров оппозиции как предателей.
А затем, были получены и сами результаты. Оппозиции не досталось ни одного из 110 мест в парламенте, благодаря чему президент Лукашенко, которого часто называют последним диктатором Европы, сохранил абсолютную власть.
При президенте Владимире Путине Кремль всячески оказывал поддержку авторитарным режимам на территории бывшего СССР, которые оставались ему лояльными, и эти группы наблюдателей за выборами - одно из последних нововведений. Оно указывает, как далеко готов зайти Кремль ради создания иллюзии широких политических свобод в бывших советских республиках.
Как правило, в этих странах существует система, при которой практически все демократические структуры выхолощены, что облегчает манипуляции с выборами для сохранения авторитарной формы правления. Мало того, и наблюдатели всегда выражают свое одобрение, что позволяет руководству этих стран трубить о поддержке, которой они пользуются в народе.
А кроме того, наблюдатели СНГ призваны служить противовесом более независимым наблюдателям, которые неизменно осуждают все эти выборы. Российские официальные лица относятся к этому очень серьезно, что видно по количеству наблюдателей, прибывших на выборы в Беларусь - 400 человек.
Но в первую очередь , наблюдатели СНГ стремятся легитимизировать режим в своих странах и в странах своих союзников. При помощи своих заранее заготовленных оценок и формальных отчетов, наблюдатели призваны убедить общественность и иностранцев в том, что данное руководство избрано законно, и это и есть выражение воли народа.
'Им нужна какая-то легитимизация, особенно в глазах запада', сказал Андрей Санников, создатель оппозиционного движения 'Европейская Беларусь'. 'Эти наблюдатели действительно отражают, что происходит на постсоветском пространстве', - сказал Санников. 'Наблюдатели одобряют все - в России, Беларуси, Казахстане - странах, где мы знаем, что там нет настоящих выборов. Эти лидеры хотят быть воспринятыми как подлинно демократичные, несмотря на полное отсутствие реформ и изменений. Они хотят показать, что они ничем не хуже американского президента'.
Поддержка этих лидеров принесла России большой экономический выигрыш и позволила сохранить свое влияние в регионе даже при попытке дестабилизировать своих прозападных соседей, что наиболее ярко проявилось в августе, когда Россия ввела свои войска в Грузию в ответ, как это было заявлено, на грузинскую агрессию.
Конечно, Соединенные Штаты и их союзники по НАТО также стремились установить хорошие отношения с авторитарными режимами в этом регионе, как в противовес Кремлю, так и для укрепления деловых связей. Но при этом, запад, как правило, всегда воздерживался от одобрения результатов выборов в этих странах.
Высокопоставленные российские официальные лица из кожи вон лезут, объясняя, каким образом режимы, уничтожившие оппозиционные движения, способны провести честные выборы. Они утверждают, что победители на этих выборах действительно популярны, а оппозиция не смогла набрать голосов по той простой причине, что ее не любят, а не потому, что ее преследуют. Официальные лица называют наблюдателей ОБСЕ инструментом, который запад использует, чтобы испортить имидж России и других бывших советских республик.
Владимир Пехтин, вице-спикер Государственной Думы, который возглавлял группу наблюдателей МА СНГ на выборах в Беларуси, сказал, что все выборы, недавно состоявшиеся на территории бывшего Советского Союза, были демократичными и честными. Сюда он включил такие страны как Узбекистан, чей президент находится у власти со времени распада СССР, и который в прошлом году был переизбран, получив 88 процентов голосов.
Отвечая на вопрос о выводах, сделанных западными наблюдателями о выборах в Беларуси, г-н Пехтин сказал: 'Хотите честно скажу? Они просто притянуты за уши, они надуманные, надо же где-то найти какую-то червоточину'.
Но, тем не менее, даже люди, приближенные к Кремлю, признают, что стоит за всем этим.
Игорь Юргенс, советник президента Российской Федерации, который возглавляет либеральный 'мозговой центр', созданный г-ном Медведевым, описал работу этих миссий, как нечто большее, чем стремление добиться расположения соседей.
'Довольно странная мысль, будто ближнее зарубежье можно консолидировать только таким способом, просто за счет вежливости в отношении местных властей', - сказал г-н Юргенс. 'Они рассматривают это как элемент дипломатии - хорошо относись к своему союзнику', - сказал он, имея в виду Кремль. 'Не тычь этим ему в глаз, когда весь запад уже тычет ему в глаза. На самом деле это не миссия по реальному наблюдению за выборами, а миссия по выражению доброго расположения к своему другу'.
Обходя избирательные участки со средней скоростью примерно один участок в пять - десять минут, г-н Махмадалиев, наблюдатель от СНГ, признался, что он мало, если не совсем ничего, не знает о политической ситуации в Беларуси. Что понятно, принимая во внимание, что сам он выходец из таджикской деревни.
Группы наблюдателей обычно работают под эгидой Содружества Независимых Государств, в котором Москва играет доминирующую роль. В Беларуси многие наблюдатели были из России, но некоторые и из дружественных стран, таких, как Таджикистан, где ситуация с правами человека обстоит не лучшим образом.
Г-н Махмадалиев в апреле был избран в парламент Таджикистана, где выборы были примерно такие же честные, как в Беларуси. Он - член правящей партии и, как сказали в ЦИК Таджикистана, он получил 86 процентов голосов.
Г-н Махмадалиев поделился, что он не проходил никакой подготовки для работы наблюдателем на выборах, но это его не волнует. Как он сказал, его единственная задача - оценить, насколько все хорошо организовано в день выборов в Жодино, городе в 40 километрах от Минска с населением, примерно, 65 000 человек. Очень обходительный, хотя и с некоторой небрежностью в одежде с голубой повязкой на руке, указывающей, что он официальный наблюдатель. Записей никаких он не вел.
Куда бы он ни заходил, (избирательные участки располагались в школах, ДК и жилых домах) ответы на его короткие вопросы были всегда одни и те же.
'Здесь все нормально', - сказала Лариса А. Чичина, секретарь избирательной комиссии на участке N7 в Доме культуры. Ответ его вполне удовлетворил.
Но все же, судить о выборах только по тому, могут ли люди физически опустить бюллетень в урну, примерно то же, как оценивать ресторан по качеству работы официантов.
Специалисты по выборам говорят, что не менее важно проверить могут ли кандидаты проводить свою кампанию, не испытывая давления, использует ли государство свой контроль над СМИ для вмешательства в избирательную кампанию, и правильно ли осуществляется подсчет голосов. Но г-н Махмадалиев сказал, что в эти вопросы он в Жодино углубляться не будет. 'Нет, я не буду контролировать это, это мне даже не интересно', - сказал он. 'Мне интересно, чтобы народ сам выбрал кого хочет. Надо, чтобы народу дали свободу выбрать'.
(Впоследствии, миссия наблюдателей от СНГ выпустила доклад, в котором говорилось, что вся обстановка во время выборов, включая освещение в СМИ, была свободной и честной по всей Беларуси).
Г-н Махмадалиев также сказал, что не видит причин для встречи с обоими кандидатами, баллотировавшимися в этом округе по окончании выборов, чтобы узнать их мнение. Если бы он счел нужным встретиться с Александром Волчаниным, проигравшим кандидатом от 'Объединенных демократических сил', оппозиционного движения Беларуси, то он бы узнал, что, по его убеждению, подсчет голосов был явно сфальсифицирован.
В ЦИК Беларуси сказали, что г-н Волчанин, фельдшер, получил 24 процента голосов. Сам он сказал, что цифра выглядит крайне подозрительно, так как результаты были объявлены с большим опозданием. 'Я думаю, что очень, наверно, думали сильно, какие цифры предложить', - сказал г-н Волчанин.
Несмотря на то, что Кремль и г-н Лукашенко являются союзниками, они иногда ссорятся, и г-н Волчанин высказал предположение, что Кремль использует наблюдателей, чтобы сгладить противоречия.
'Они не хотят, чтобы в республике Беларуси шли процессы демократизации', - сказал г-н Волчанин. 'Они считают что Беларусь - это вотчина Российской Федерации'.
Победитель Василий В. Лютиков, врач, сторонник Лукашенко, сказал, что оппозиция просто ищет оправданий.
'Конечно, он будет жаловаться', - сказал г-н Лютиков о своем сопернике, - 'потому что его не выбрали. Он обижен. Его не выбрали, вот и все'.
Начало деятельности этих теневых наблюдателей можно частично отнести к российским президентским выборам в марте 2004 года. Г-н Путин одержал убедительную победу, но была лишь одна досадная деталь: наблюдатели от ОБСЕ назвали эти выборы далекими от демократичных. Похоже, это заставило Кремль перейти в контрнаступление.
Россия начала кампанию по сокращению числа наблюдателей от этой организации, в которой состоит более 50 стран, включая Россию и другие бывшие советские республики.
Содружество Независимых Государств осудило ОБСЕ за политизированный подход в их работе по наблюдению за выборами. И СНГ, которое уже до этого направляло неофициальные миссии наблюдателей, начало это делать официально.
Курирует эти группы наблюдателей бывший глава Службы внешней разведки России, генерал Армии Сергей Лебедев, которого Путин в прошлом году посадил в кресло Исполнительного секретаря СНГ. В интервью генерал Лебедев высказал мнение, что Запад применяет двойные стандарты, следя за проведением выборов на территории бывшего СССР гораздо более скрупулезно, чем где бы то ни было еще.
'У нас есть принципы, это самые главные принципы: это объективность оценок, стараемся объективно оценивать ситуацию, а также невмешательство во внутренние дела', - сказал он. 'Мы не можем оценивать политическую систему. Наша задача главная не в том, чтобы найти недостатки. Есть такая русская пословица, найти жуков. Главное, помочь правильно провести выборы', сказал он.
Наблюдатели от СНГ неизменно публикуют отчеты, написанные в радужных тонах. Исключение было сделано только однажды, в отношении Оранжевой революции на Украине, произошедшей в конце 2004 года. Оранжевая революция началась с того, что прозападный кандидат проиграл выборы, которые, по его мнению, были у него 'украдены' кандидатом прокремлевских сил. Верховный суд Украины согласился с его доводами и назначил новые выборы, которые прозападный кандидат и выиграл.
Наблюдатели СНГ заключили, что первые выборы были чистыми и назвали целый ряд всевозможных проблем, имевших место в ходе вторых выборов.
В последнее время Путин и его помощники проявляли еще больше враждебности по отношению к ОБСЕ, призывая к значительному сокращению ее наблюдателей и запрету на опубликование их отчетов сразу же после выборов.
Поскольку эти предложения не были приняты, Москва наложила такие строгие ограничения на работу наблюдателей ОБСЕ, что организация отказалась направлять их в Россию на парламентские выборы в декабре 2007 года и на президентские в марте 2008 года. (Наблюдатели от СНГ присутствовали и, конечно же, дали самые благоприятные отзывы).
Кроме того, Кремль вновь стал прибегать к риторике старого советского образца.
Один из членов Центризбиркома России утверждал прошлым летом, что в миссии ОБСЕ внедрены шпионы. А представитель России в группе наблюдателей недавно обрушился на ее работу с критикой за то, что не было уделено достаточного внимания 'уйме серьезных нарушений' в ходе президентских выборов в США.
В итоге наблюдатели СНГ сыграли в Беларуси специально отведенную для них роль: способствовали нейтрализации отрицательных выводов и замечаний, сделанных западными наблюдателями, по крайней мере в глазах общественности.
Как сформулировала председатель ЦИК Беларуси Лидия Ермошина: 'Если руководствоваться только отчетами ОБСЕ, можно впасть в отчаяние. Поэтому и светлые моменты в жизни тоже нужны'.
Президент Лукашенко пригласил на выборы наблюдателей от ОБСЕ потому что, как он сказал, он не сомневался в том, что они признают выборы и, кроме того, надеялся улучшить отношения с Европейским союзом и Соединенными Штатами, которые наложили на Беларусь жесткие санкции, после того, как лидеры белорусской оппозиции были отправлены в тюрьму. Однако наблюдатели ОБСЕ раскритиковали критикой по полной программе. По их мнению власти настолько 'задавили' оппозицию, что их кампания была 'едва заметна'. В то время, как голосование проходило спокойно и без эксцессов, ситуация, по мнению обозревателей ОБСЕ, 'значительно ухудшилась', когда дело дошло до подсчета голосов. Наблюдатели видели как сотрудники избирательных участков вносили исправления в цифры в пользу проправительственных кандидатов.
Так что вовсе не стало сюрпризом то, что выпуски новостей на подконтрольном государству телевидении в основном освещали работу наблюдателей от СНГ, так, словно они и были главными арбитрами. Работа наблюдателей от ОБСЕ зачастую игнорировалась или умалялась.
Выступая на пресс-конференции, которая транслировалась по телевидению, Генерал Лебедев, Исполнительный секретарь Содружества Независимых Государств заявил, что эти выборы 'внесли вклад в дело дальнейшей демократизации общественной жизни в Беларуси'.
Господин Махмадалиев, наблюдавший за ходом выборов в Жодино от СНГ, тоже появился на экранах телевизоров. 'На всех участках, мы заметили очень хорошее настроение избирателей,' сказал г-н Махмадалиев корреспонденту ТВ. 'Народ с гордостью идет, чтобы избрать самых достойных'. Произнеся это, он энергично двинулся дальше, мимо большущего плаката с образцом бюллетеня, в котором 'галочка' стояла против имени кандидата, поддерживаемого президентом Лукашенко.