Никто не спорит с тем, что в результате финансового и экономического кризиса, который охватил всю нашу планету, вести борьбу с климатическими изменениями стало труднее. Но те уступки тяжелой промышленности, на которые в пятницу пошли лидеры стран Евросоюза на своем саммите, это слишком высокая цена за политическое единство.
В гонке за защиту своих собственных экономических интересов в условиях наступления рецессии страны-члены ЕС сделали так, что победителями в урезанном плане обязательной аукционной торговли квотами на выбросы среди энергетических и промышленных предприятий стали немецкие производители металлопродукции и польские электростанции.
Создавший единый рынок и единую валюту Европейский Союз мог сделать на прошлой неделе гораздо больше. Его целевая установка снизить к 2020 году на 20 процентов объем выбросов двуокиси углерода по сравнению с 1990 годом требует смелых и активных действий. Но в коммюнике по результатам работы саммита отсутствует то, что нужно для придания необходимого импульса силы действиям государств во главе с ООН по заключению в 2009 году более масштабного международного соглашения.
Достижение договоренности это гораздо лучше, чем безрезультатное завершение встречи, когда все недовольны и раздражены. Но вопросы остаются нерешенными. Как, скажите на милость, сумеет ЕС убедить Китай и Индию начать действовать в рамках сокращения выбросов, если его собственная цементная, химическая, сталелитейная и прочие отрасли тяжелой промышленности будут защищены от значительной части расходов на покупку квот, особенно в связи с тем, что почти треть этих квот они получают бесплатно?
Далее, многие производители будут освобождены от оплаты большей части собственных разрешений на выброс на том основании, что их не входящие в Евросоюз конкуренты могут получить преимущества. У Польши, частично освобожденной от этих выплат, стало меньше стимулов для закрытия своих работающих на угле электростанций.
Такие уступки ни к чему хорошему не приведут. Они сведут на нет все попытки заставить компании платить за загрязнение, а эти попытки являются важным элементом борьбы с изменениями климата. На самом деле, существует риск того, что часть этих компаний получит неожиданно свалившиеся на них барыши, как произошло с электростанциями во время действия первоначальной схемы торговли квотами, в которой ЕС допустил массу ошибок. Больше всех может пострадать налогоплательщик, поскольку уменьшится выручка от аукционной продажи квот.
Сегодня, когда самые богатые страны мира отчаянно борются с рецессией, возникает искушение расслабиться и забыть на время о настоятельной потребности борьбы с глобальным потеплением. Но если сосредоточить все внимание на непосредственных и ближайших опасностях для промышленности и рабочих мест, и забыть об угрозе роста температур, то мы упустим один чрезвычайно важный момент. Принимаемые сегодня решения будут оказывать свое влияние на события, отделенные от нас десятилетиями. Возможно, мы уже опоздали в своих действиях по борьбе с нагреванием планеты, но темпы такого повышения температур необходимо замедлить.
Когда в Белом Доме находился Джордж Буш, Европе было легко и просто изображать из себя лидера в борьбе с изменениями климата. Но теперь Евросоюзу придется проявить большую решительность, если он намерен убедить Барака Обаму последовать его примеру.
___________________________________
Завтрашний день Европы: влияние не гарантируется ("The International Herald Tribune", США)
Европа должна защищать демократию в условиях кризиса ("The Financial Times", Великобритания)
За пренебрежительным отношением Польши к ЕС стоит внутренняя политика ("The International Herald Tribune", США)
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
Смерть шпионам - 2 (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Сны о 1937 (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Россия всегда сеяла смуту в Грузии (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Новодворская: Общий ряд лжецов (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Киберсолдат против Калаша (Общественная палата читателей ИноСМИ)