Иногда важно задуматься над тем, чего не произошло. После разрушительных терактов в Мумбаи индийская армия не стала сосредоточивать свои войска на границе с Пакистаном, как она сделала после похожего нападения в Нью-Дели семь лет назад.
Пакистанская армия не стала отвлекаться от своей борьбы с мятежниками-исламистами на северо-западе страны и начинать противостояние с Индией, хотя нет никаких сомнений, что именно в этом заключалась одна из целей совершивших теракты в Мумбаи террористов.
Две ядерные державы этого субконтинента не вступили в опасную конфронтацию, по крайней мере, пока.
Холодные головы сегодня одерживают верх. Хотя некоторые индийцы говорят: если Соединенные Штаты Америки и Израиль могут нападать на страны, откуда исходит террористическая угроза, то почему Индии этого делать нельзя?
Но на этом все хорошие новости заканчиваются. Пакистан не может больше отрицать, что теракты планировались и организовывались с его территории террористической группировкой "Лашкар-э-Тайба", которую создавала в основном пакистанская разведка для ведения подстрекательских действий против Индии в Кашмире.
Нет явных свидетельств того, что правительство Пакистана знало или одобряло нападение на Мумбаи. Нет также доказательств того, что к нему была причастна пакистанская разведка. Но Пакистан не собирается униженно склонять перед Индией голову. И хотя некоторые аресты были произведены, у него отсутствует необходимая политическая воля для полного уничтожения группировки "Лашкар-э-Тайба". Самое большее, на что можно надеяться, это на то, что Пакистан задержит достаточное количество обычных подозреваемых, чтобы успокоить разгневанную Индию.
Это позор. Ведь пакистанцы постоянно подчеркивают, что они ведут борьбу с исламскими экстремистами точно так же, как и Индия, и что теракт в исламабадском отеле "Мариотт" произошел до атак в Мумбаи. Печальная правда заключается в том, что кашмирский вопрос по-прежнему вызывает слишком бурные страсти среди пакистанцев, в связи с чем ни одно правительство страны не могло полностью забыть об этой проблеме. Еще более печальная правда состоит в том, что пакистанские власти не в состоянии полностью и непреклонно контролировать свои вооруженные силы и спецслужбы.
Одна из причин, по которой Индия отказалась от более мощного давления на Пакистан, заключается в том, что она знает, насколько нестабильна ситуация в соседнем государстве. Сползание Пакистана в хаос станет для Индии кошмаром, да и для Америки тоже.
Пакистан переживает личностный кризис и никак не может найти свое место в мире с самого момента создания в 1947 году этого государства для индийских мусульман. Кашмир с его мусульманским большинством должен был отойти к Пакистану, но его магараджа исповедовал индуизм, а руководитель Индии Джавахарлал Неру (Jawaharlal Nehru) был родом из Кашмира. Однако дело не только в Кашмире. "Этнический, языковой и местнический национализм расколол страну", - пишет в своей авторитетной книге "Сползание в хаос" ("Decent Into Chaos") Ахмед Рашид (Ahmed Rashid).
Постоянно возникают волнения в Белуджистане, сохраняется напряженность в провинции Синд, а также вражда среди пуштунов из Северо-Западной Пограничной провинции. Во всех трех провинциях существует мощное недовольство пенджабским большинством. А правительство Пакистана утратило контроль над большей частью граничащих с Афганистаном регионов, уступив его исламским экстремистам.
Страх оказаться обойденным Индией заставляет Пакистан в первую очередь поддерживать талибов в Афганистане. А внутренняя перемена в сознании нации, добиться которой обещал Первез Мушарраф (Pervez Musharraf), просачивается не через все уровни бюрократического аппарата.
Ислам всегда и везде болезненно реагирует на все, воспринимаемое в качестве обиды и несправедливости. Так было еще задолго до того, как Интернет и современные системы связи облегчили этот процесс. Ислам похож на "огромный барабан", сказал столетие тому назад французский колонизатор Луи Лиоте (Louis Lyautey). "Ударь в него в Бенгалии, а эхо отзовется в Касабланке, и наоборот".
"Аль-Каида" удивительно хорошо научилась связывать воедино отдельные очаги исламского недовольства во всем мусульманском мире. Это наглядно показало зловещее нападение на еврейский центр в Мумбаи. Группировка "Лашкар-э-Тайба" уделяла главное внимание тем действиям, которые Индия осуществляет в Кашмире. Ее боевики обычно не нападали на евреев и "крестоносцев", как "Аль-Каида" любит называть людей с Запада.
"Хезболла" пока ограничивается действиями против Израиля и укреплением собственных позиций в Ливане. ХАМАС уделяет основное внимание Израилю и консолидации своего положения в Палестине.
Но все это может измениться. Как палестинская проблема вызывает негодование и пламя гнева у мусульман Ближнего Востока, так и несправедливость в Кашмире распаляет страсти среди мусульман этого региона. В будущем звуки барабана, в который бьют в Кашмире, могут эхом прозвучать на Ближнем Востоке, и наоборот. События в Мумбаи говорят о том, что это уже происходит.
Х.Д.С. Гринуэй ведет постоянную колонку в Boston Globe
____________________________________
Это не терроризм? Тогда покажите мне терроризм ("The Wall Street Journal", США)
'Война с террором' - упражнение в безрассудстве ("Los Angeles Times", США)
Уделим Пакистану заслуженное внимание ("The Wall Street Journal", США)
Что если Мумбаи повторится? ("The Washington Post", США)
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
Смерть шпионам - 2 (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Сны о 1937 (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Россия всегда сеяла смуту в Грузии (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Новодворская: Общий ряд лжецов (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Киберсолдат против Калаша (Общественная палата читателей ИноСМИ)