Большую часть этого года коммунистический режим Китая потратил на то, чтобы создать у мира образ новой силы, служащей альтернативой западному демократическому капитализму. Символом этого стала пекинская Олимпиада, ради которой строились стадионы и собирались толпы народа. Власть дирижировала происходящим жестоко, но эффективно - вплоть до ареста или высылки из Пекина политических диссидентов и портящих вид бедняков. Однако олимпийский Китай - не единственный обращенный в будущее образ страны, что и доказала на прошлой неделе группа из 300 интеллектуалов, журналистов, аграриев и художников. Их манифест - 'Хартия-2008' говорит о свободном и демократическом Китае, основой которого будут служить права человека, демократия и законность. Хотя по сравнению со стадионом 'Птичье гнездо' это, вероятно, выглядит не слишком внушительно, в долговременной перспективе мы бы поставили на Хартию.
По словам профессора Калифорнийского университета Перри Линка (Perry Link), переведшего ее на английский, авторы вдохновлялись чехословацкой 'Хартией-77' - аналогичным движением интеллектуалов, почти 32 года назад провозгласившим альтернативу советскому коммунизму. Несмотря на преследования со стороны правительства и невнимание мира, сторонники 'Хартии-77' продержались дольше десятилетия, а когда коммунизм рухнул, наиболее известный из их лидеров Вацлав Гавел (Vaclav Havel) стал первым демократическим президентом страны. Китайское движение взяло такой же старт: один из его лидеров Лю Сяобо (Liu Xiaobo) на прошлой неделе был арестован, кроме него подверглись преследованиям или попали за решетку многие другие из подписавших хартию. Тем не менее, движение набирает силу. Как сообщают китайские блоггеры, за несколько дней число подписавших дошло до нескольких тысяч.
Документ прямо отвергает мысль о том, что Китай предлагает глобальную политическую альтернативу. Напротив, в нем говорится, что Китай - 'остается единственной из крупных стран, погрязшей в авторитарной политике'. В результате 'наша политическая система продолжает нарушать права человека и создавать социальные кризисы, ограничивая развитие Китая и прогресс человеческой цивилизации в целом'. 'Хартия-2008' прописывает 19 шагов по реформированию, включая новую конституцию, свободу слова и собраний, независимый суд, и демократические выборы на всех уровнях.
Многие сочтут эти планы такой же утопией, какой больше десяти лет считали и 'Хартию-77'. Китайские диссиденты могут выглядеть одиночками - такими же, как отважные российские активисты, на этих выходных организовавшие новый демократический альянс, который был назван 'Солидарность' в честь польского движения, покончившего с властью коммунистов в стране. Однако у обеих групп есть мощное оружие, которое часто недооценивают: они выступают, как сказано в 'Хартии-2008' за 'общечеловеческие ценности и вступление в сообщество цивилизованных стран'. Возможно, в 21-м веке россиянам и китайцам это покажется предпочтительнее диктатуры.
______________________________________
Китай не должен сворачивать с капиталистического пути ("The Wall Street Journal", США)
Пытки в Китае ("The Globe And Mail", Канада)
Китай после Олимпиады: великая держава на перепутье ("The Financial Times", Великобритания)
Олимпийское похмелье ("The Washington Post", США)
* * * * * * * * * * * * * * * * *
Смерть шпионам - 2 (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Сны о 1937 (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Россия всегда сеяла смуту в Грузии (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Новодворская: Общий ряд лжецов (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Киберсолдат против Калаша (Общественная палата читателей ИноСМИ)