Одна из самых досадных характеристик администрации Буша состоит в широком, как Рио-Гранде, расхождении между словами и делами.
Президент всегда решительно высказывается по таким вопросам, как поощрение демократии, нераспространение оружия массового поражения и другим важным темам, но его действия столь же неизменно недотягивают до слов. Бездействие, возможно, оправдано - всегда можно привести массу аргументов в пользу осторожности в международной политике. Но почему тогда его риторика отличается такой безоглядностью? Подобное сочетание заставляет заподозрить, что никакой основополагающей стратегии у администрации не существует, а причина в простом несовпадении 'полета мысли' спичрайтеров из Белого дома с практическими шагами других государственных ведомств.
Если судить по выступлению президента в Вест-Пойнте, состоявшемуся на прошлой неделе, в последние недели его пребывания в должности эта пропасть не сузилась ни на сантиметр. Его речь отличалась той же воинственностью, что и заявления сразу после терактов 11 сентября. Вновь прозвучали такие же вдохновляющие слова: 'Мы решили, что не будем ждать, пока на нас снова нападут, и перешли в наступление против террористов за рубежом, чтобы нам больше никогда не пришлось столкнуться с ними на нашей земле. . . Мы поняли, как я уже отмечал здесь, в Вест-Пойнте, в 2002 г. - 'если мы будем ожидать, пока угроза приобретет полномасштабный характер, это будет означать, что мы ждали слишком долго'. Поэтому мы недвусмысленно дали понять, что государства, поддерживающие террор, виновны не меньше, чем сами террористы - и что мы призовем их к ответу. . . Мы настойчиво убеждаем ряд стран мира - в том числе и наших друзей - предоставить своим народам больше свободы слова, вероисповедания, собраний'.
Подобные обещания оказывали реальное воздействие на ситуацию в первые годы после 11 сентября, когда казалось, что они будут подкреплены делом. В те пьянящие дни были свергнуты режимы талибов и баасистов, Ливия отказалась от создания оружия массового поражения, Сирия вывела свои войска из Ливана, а Иран (если верить "Аналитическим оценкам разведывательных служб" (National Intelligence Estimate)) приостановил свою военную ядерную программу. К сожалению позднее США и их союзники начали отступать под натиском таких противников, как Иран, Северная Корея, Сирия, Россия, Венесуэла, движение 'Талибан' и "Аль-Каида". Столь обескураживающее развитие событий обусловлено рядом причин, но немалую роль в этом несомненно сыграла неспособность администрации Буша осуществить то, о чем говорил президент.
'Мы перешли в наступление против террористов за рубежом'? Да, если в это 'зарубежье' не входят такие страны, как Иран и Сирия. Несмотря на все обещания призвать к ответу государства, спонсирующие терроризм, Буш почти ничего не сделал для наказания этих двух злоумышленников.
Самый вопиющий случай - Иран, стоящий на первом месте в составленном Госдепартаментом списке государств, поддерживающих террор. Его марионетки убивают американских солдат в Ираке, демократов в Ливане, евреев в Израиле и других странах. В то же время, по оценке Международного агентства по атомной энергии, иранцы уже переработали 630 килограмм низкообогащенного урана, в результате чего у тегеранских клерикалов уже в 2009 г. может появиться полноценная ядерная бомба. В свете этого явной нелепостью звучит обещание Буша в Послании Конгрессу от 2002 г: США 'не позволят самым опасным в мире режимам угрожать нам самым опасным в мире оружием'.
Пакистан, в отличие от Ирана, не входит в официальный список государств, спонсирующих терроризм, но ему бы несомненно нашлось там место, если бы практически бессильное гражданское правительство этой страны не считалось нашим союзником. Теракты в Мумбаи в очередной раз привлекли внимание к тому факту, что влиятельные государственные структуры Пакистана обеспечивают защиту, а то и вооружение и обучение джихадистским группировкам вроде 'Лашкар-э-Тайба'. Пакистан также самым вопиющим образом распространяет в мире ядерные технологии. Надо быть очень наивным человеком, чтобы поверить, будто тайная 'ядерная торговая сеть' во главе с А.К. Ханом действовала без ведома высокопоставленных государственных чиновников.
И как на все это реагирует Буш? Он оказывает Исламабаду щедрую финансовую помощь: с 2001 г. ее объем составил 10 миллиардов долларов. Самые эффективные результаты из всего, что делают США, дает использование боевых беспилотников Predators для ликвидации отдельных террористов, но это не мешает джихадистским организациям в Пакистане наращивать свою численность и действовать все наглее.
Буш попытался занять несколько более жесткую позиции по отношению к Ирану, но сочетание санкций с дипломатическим процессом, который взяли на себя наши европейские союзники, пока не увенчалось сколько-нибудь заметным успехом. Аналогичная ситуация сложилась и в северокорейском вопросе, где Буш совершил поворот на 180 градусов: сначала он критиковал Рамочное соглашение 1994 г., а затем по сути поддержал его. Увы, это не помешало Пхеньяну заявить в сентябре этого года о возобновлении работы реактора в Йонбене. А на прошлой неделе переговоры с Северной Кореей были полностью сорваны.
С 'программой поддержки свободы' у Буша дела идут не лучше, чем на ниве нераспространения. Его утверждения о том, что 'мы настойчиво убеждаем ряд стран мира' провести реформы, станут большой неожиданностью для диссидентов вроде Аймана Нура (Ayman Nour), осмеливавшегося стать соперником Хосни Мубарака (Hosni Mubarak) на президентских выборах в Египте в 2005 г. С тех пор он гниет в тюрьме, а режим Мубарака продолжает получать от США помощь объемом в 2 миллиарда долларов ежегодно.
Покинутыми чувствуют себя и демократы из таких стран, как Ливия, Сирия, Саудовская Аравия, Казахстан и Азербайджан. Когда в ноябре сирийские власти приговорили десяток правозащитников к длительным срокам заключения, США по сути обошли это событие молчанием.
Даже в Ливане, чья демократизация в свое время расценивалась как большое достижение Буша, Сирия успешно восстанавливает свое влияние в ущерб демократическому движению. В мае 2008 г. "Хезболла" подняла бунт, результатом которого стало заключенное при посредничестве США соглашение, предоставляющее этой группировке фактическое право вето на решения правительства.
В заслугу Бушу можно поставить защиту демократии в Ираке и Афганистане. Но даже сам президент, похоже, приходит в отчаянье оттого, что не может сделать большего. На конференции по проблемам демократии в Праге в июне 2007 г. Буш заметил в разговоре с египетским диссидентом Саад-Эддином Ибрагимом (Saad Eddin Ibrahim): 'Диссидент - не только вы. Я в Вашингтоне - тоже диссидент. Бюрократия в Соединенных Штатах не способствует переменам'.
Редко можно услышать от главы государства столь откровенное признание в собственном бессилии. Но при этом Буш не считал необходимым поумерить свои обещания, чтобы привести их большее соответствие с реальными возможностями администрации. Возникшая в результате пропасть между словами и делами породила кризис доверия, который придется преодолевать Бараку Обаме (Barack Obama) после вступления в должность.
Макс Бут - обозреватель Opinion и старший научный сотрудник Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations). Его последняя книга называется 'Война по-новому: влияние технологий и войн на ход истории с 1500 г. до наших дней' (War Made New: Technology, Warfare, and the Course of History, 1500 to Today)
______________________________________
Джордж Буш - самый бездарный президент в истории США? ("The Guardian", Великобритания)
Thank you, George ! ("Le Monde", Франция)
Проповедническая внешняя политика закончились ("The Boston Globe", США)
Почему я буду скучать по президенту Бушу ("The International Herald Tribune", США)
* * * * * * * * * * * * * * * * *
Смерть шпионам - 2 (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Сны о 1937 (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Россия всегда сеяла смуту в Грузии (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Новодворская: Общий ряд лжецов (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Киберсолдат против Калаша (Общественная палата читателей ИноСМИ)