Осенью, во время избирательной кампании, Джо Байден (Joe Biden) вовсю трубил о том, что президенту Обаме в самом начале его первого срока придется столкнуться с неким внешнеполитическим вызовом. Ну так вот, это случилось даже раньше, чем он думал. Чтобы проверить намерения Обамы - а, может, и его смелость, - Россия только что объявила, что планирует довести до конца сделку по продаже Ирану современных систем противовоздушной обороны, которая уже не раз то начиналась, то останавливалась.
С военной точки зрения, смысл развертывания систем С-300 - предупредительная мера против попытки Соединенных Штатов или Израиля остановить иранскую ядерную программу, нанеся авиаудар по иранским ядерным объектам. Интереса помогать Ирану в освоении ядерного оружия у России тоже никакого, однако президент Дмитрий Медведев и его политический наставник, премьер-министр Владимир Путин, явно не прочь застолбить территорию во взаимодействии с Обамой еще до того, как он въедет в Овальный кабинет.
Они хотят показать Обаме, что на руках у них крупные козыри, и, если Обама хочет от них сотрудничества по иранскому вопросу, то они хотят кое-чего взамен. Во-первых, они хотят отказа от плана президента Буша развернуть в Польше и Чехии системы противоракетной обороны, уже сейчас вызывающие немало вопросов; не менее деятельно они выступают и против предложения Буша расширить НАТО за счет принятия Грузии и Украины.
Также русским необходимо достичь консенсуса по трем договорам по контролю над вооружениями, подписанным либо в течение, либо непосредственно после 'холодной войны'. Правительство Буша никак не хотело продлевать договор СНВ-1, сокращающий количество стратегического наступательного оружия. Срок действия этого соглашения истекает 5 декабря следующего года, и Россия хочет его продлить.
Кроме того, Кремль хочет пересмотра Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Поскольку многие из его бывших сателлитов сегодня уже в западном лагере, при тех же согласованных количествах вооружений Россия оказывается в проигрыше. К тому же, русских не устраивает Договор по ракетам средней и меньшей дальности, не дающий им возможность развертывать дешевые баллистические ракеты в противовес американскому оружию дальнего радиуса действия.
Хорошее предзнаменование для решения кремлевской проблемы Обамы, впрочем, есть: сенатор-республиканец от Индианы Ричард Лугар (Richard Lugar), член Комитета по международным отношениям, а также Генри Киссинджер (Henry Kissinger) не так давно побывали в Москве, где провели переговоры на высоком уровне. Лугар встречался со своим коллегой по российской Думе, а Киссинджер проводил переговоры с Медвеедвым и Путиным.
Вероятнее всего, от этих двух посредников Обама и узнает, каковы условия Кремля для восстановления отношений, при Буше ухудшившихся до опасной черты. А поскольку к системе ПРО накопилось немало претензий, и поскольку ключевые союзники США в Европе уже сегодня настроены против включения Украины и Грузии в члены НАТО, у Обамы возникает шанс обменять "шестерки", доставшиеся ему в наследство от Буша, на сотрудничество с Россией по таким важным вопросам, как распространение ОМП, борьба с терроризмом и обеспечение энергетической безопасности.
Итак, карты у Обамы на руках. Осталось ими правильно распорядиться.
_________________________________________________
Буш оставил нас незащищенными ("The Wall Street Journal", США)
Атмосфера буквально пропитана упадническими настроениями ("The Washington Post", США)
Джордж Буш - самый бездарный президент в истории США? ("The Guardian", Великобритания)