Прошло девять месяцев с тех пор, как Совет Безопасности Организации Объединенных Наций утвердил свою последнюю резолюцию о введении санкций против Ирана. Но ни эта резолюция, ни две предыдущих не смогли сдержать иранские власти, которые смогут вскоре создать действующее ядерное оружие. Западные спецслужбы считают, что случится это не позднее середины 2010 года.
Проблема со всеми этими резолюциями Совбеза ООН заключается в том, что два из пяти его постоянных членов, а именно, Россия и Китай отказываются принимать действенные и жесткие меры против Ирана. Но без более серьезных санкций нет никакой надежды на то, что Тегеран задумается и откажется от своего твердого решения создать бомбу, а затем начнет, наконец, вести серьезные переговоры с Западом. Санкции, способные нанести Ирану ущерб (а это, например, эмбарго на иранский импорт бензина), могут заставить Тегеран отказаться от планов создания ядерного оружия.
Ключевую роль в принятии более жесткой резолюции Совета Безопасности играет Россия, а это дает Бараку Обаме определенный шанс. Придя в Белый Дом, он должен предложить России большую сделку. Соединенные Штаты Америки временно приостановят или даже откажутся от реализации планов создания системы противоракетной обороны в Восточной Европе, против которых столь непреклонно выступает Кремль, а также займут более осторожную и осмотрительную позицию в вопросе принятия в ряды НАТО тех стран, которые, по мнению России, входят в ее зону влияния.
Россия, со своей стороны, должна будет присоединиться к Западу и занять более жесткую позицию в отношении иранской ядерной программы, а также отказаться от поставок в Иран обычных систем вооружений, многие из которых в итоге оказываются в руках ливанской "Хезболлы" и прочих группировок боевиков из данного региона.
Если Россия поддержит планы по оказанию гораздо более серьезного давления на Иран, то Обама сможет предложить Тегерану на выбор два варианта: во-первых, вновь пригрозить ему военной интервенцией, а во-вторых, заявить о готовности проведения прямых переговоров с Ираном безо всяких предварительных условий. Сначала Тегеран можно попросить сделать жест доброй воли. Через три месяца после начала переговоров он должен будет без лишней огласки взять на себя безоговорочное обязательство прекратить все работы по обогащению. (От Тегерана никто не будет требовать публичных деклараций на сей счет, поскольку он опасается, что подобные заявления будут расценены гражданами страны и соседями как проявление его слабости.)
В повестку переговоров придется включить вопросы, выходящие за рамки ядерной деятельности. Иран считает себя региональной державой. Он гордится своей историей, богатой культурой, своим военным и техническим потенциалом. В диалог надо будет включить вопросы безопасности в районе Персидского залива в целом, вопросы будущего американского военного присутствия в Ираке, роли Сирии в Ливане, а также действий по урегулированию неспокойной ситуации в Афганистане и Пакистане.
Если такое трехстороннее соглашение удастся заключить, то в выигрыше окажутся все, сохранив при этом свое лицо и престиж. Соединенные Штаты обретут роль лидера на международной арене, отказавшись от многолетнего наследия администрации Буша с ее спорными решениями. А поскольку Вашингтон утверждает, что система противоракетной обороны предназначена главным образом для защиты от ядерного нападения Ирана, с заключением соглашения необходимость ее создания просто исчезнет.
Россия откажется от поставок оружия в Иран, а также от части коммерческих сделок с этой страной. Но Москва получит гораздо больше преимуществ, торгуя с респектабельным Ираном, нежели со страной-изгоем. Отказ США от системы ПРО будет изображен как победа премьер-министра Владимира Путина, а Россия обретет международный авторитет как государство, помогшее предотвратить серьезный кризис, который несомненно возник бы в случае создания Ираном ядерной бомбы.
Иран в обмен на отказ от своих ядерных мечтаний избежит болезненных для себя санкций. Его вновь примут в ряды мирового сообщества, а со временем эта страна обретет экономические и политические выгоды и преимущества, будучи признанной в качестве региональной державы.
Если не изменить существующую динамику развития событий, то Иран вскоре превратится в ядерную державу, и администрация Обамы в этом случае окажется в крайне затруднительном положении. Это не только усложнит реализацию американских проектов в Ираке и Афганистане, но и наверняка пустит под откос все перспективы мирных переговоров Израиля с Палестиной и Сирией.
В Соединенных Штатах и Израиле в будущем году появится новое политическое руководство. Мы надеемся, что новый премьер-министр Израиля сумеет увидеть здравый смысл в такой сделке между Америкой, Ираном и Россией, а также убедить Обаму, что благодаря ей можно будет изменить ситуацию на Ближнем Востоке и на всей международной арене. Если этого не произойдет, ситуация еще больше зайдет в тупик, а угроза со стороны Ирана будет увеличиваться с каждым днем.
Одед Эран - директор Института исследований в сфере национальной безопасности (Institute for National Security Studies). Генерал-майор израильской армии в отставке Гиора Эйланд и Эмили Ландау - старшие научные сотрудники этого института.
__________________________________
Россия, Иран и чистая прибыль ("The New York Times", США)
Выбирайте себе врага: Москва или Тегеран ("The Jerusalem Post", Израиль)
Российско-иранские отношения: пять итогов Кавказской войны ("Al-Akhbar", Ливан)
Роль России в иранском кризисе ("The Boston Globe", США)
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
Средневековое измерение Кремля (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Возвращение советского стиля? (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Европа смердит аки дикий зверь (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Сталинизм: цивилизация ненависти и вражды (Общественная палата читателей ИноСМИ)