Обвальное падение цен на нефть вкупе с обрушением рубля вызвали относительно слабые протесты против правительства, но Кремль отреагировал быстро и очень сурово.
Запланированные на воскресенье митинги, как ожидается, соберут еще больше толп, став новым серьезным испытанием для российских властей, все больше озабоченных проблемой инакомыслия.
Лидеры по-прежнему популярной Коммунистической партии, которая и будет проводить митинги протеста, утверждают, что во время акций в Москве и Санкт-Петербурге на прошлых выходных стало ясно, что Кремль испытывает страх. Тысячи ОМОНовцев тогда выступили против нескольких сотен митингующих из антикремлевской коалиции 'Другая Россия' и арестовали сто пятьдесят человек.
'На первый взгляд это кажется абсурдом: тысячи ментов избивают горстку мирных демонстрантов; по логике, они должны нас игнорировать', - рассказывает глава запрещенной Национал-большевистской партии Эдуард Лимонов. 'Но власти боятся оппозиции и: [с ростом экономического кризиса] у них есть на то причины. Они читают доклады ФСБ и понимают, что мы хорошо организованы и готовы занять ведущее место в случае массовых социальных беспорядков'.
Лимонов был среди арестованных в прошлое воскресенье. Утверждается, что сотрудники правоохранительных органов применяли насилие.
Лидеры Коммунистической партии призвали провести общегосударственный день 'антикапиталистических' митингов против роста безработицы и повышения цен. Конечно, предсказать число участников акции заранее всегда нелегко, но организаторы совершенно уверены в том, что милиции будет очень и очень много.
'Наши власти хотят, чтобы никто не выходил на улицы протестовать, чтобы сохранить иллюзию поддержки со стороны большинства населения', - заявил один из ведущих депутатов Государственной Думы от Коммунистической партии Олег Куликов.
Государственные сети телевещания подчеркивают, что, согласно заявлениям властей, Россия выдержит мировой экономический шторм, но почти ничего не говорят о массовых увольнениях и снижениях зарплат, хотя о них ходит много слухов. В народе все больше распространяется убежденность, что что-то идет не так. Проведенный в ноябре независимым фондом 'Общественное мнение' опрос показал, что сорок два процента опрошенных полагают, что экономика находится в кризисе, а тридцать девять процентов 'не затронуты' антикризисными мерами, принимаемыми правительством.
Данные интернет-статистики, собранные Google Russia, демонстрируют, что в период с сентября по ноябрь русскоязычные пользователи сети Интернет запрашивали поиск по таким ключевым словам, как 'кризис', 'банкротство' и 'увольнение', в пять раз чаще, чем за аналогичный период в прошлом году. Официально никаких попыток усмирить быстро растущий русскоязычный сектор Интернета не делалось, но, по данным московской газеты 'Коммерсант', ведущие депутаты Государственной Думы от прокремлевской партии 'Единая Россия' провели встречу с управляющими некоторых крупнейших российских веб-сайтов, на которой 'выразили озабоченность в связи со слухами о чрезмерном драматизировании последствий кризиса и увольнений в Интернете'.
Ужесточился и контроль над печатными СМИ. После того, как бывший замминистра социальной защиты Евгений Гонтмахер написал статью в журнале 'Ведомости' о возможных сценариях начала волнений этой зимой, правительственное учреждение по надзору за прессой сделало газете предупреждение. По мнению правительства, статья 'может рассматриваться как попытка спровоцировать экстремистскую деятельность' в соответствии со строгими законами о СМИ. А подобные нарушения могут привести и к закрытию газеты.
Гонтмахер, ныне - директор независимого Центра социальной политики, каяться не намерен.
'Ситуация становится очень серьезной, и я боюсь, что социальные конфликты разразятся в наступающем году, если ничего не будет сделано для установления диалога между населением и властями', - заявил он. Особенно опасна ситуация в городах с одним индустриальным предприятием, которых в России насчитывается около семисот. - 'Люди заперты в маленьких городах, как в ловушках, где экономические проблемы могут привести к социальным беспорядкам и политическому параличу. Боюсь, что наши власти не осознают угрозу до тех пор, пока не будет слишком поздно'.
Россия пережила целое десятилетие тяжелой депрессии с весьма небольшим количеством крупных социальных протестов, но, по мнению части экспертов, сейчас страна находится в более легковозбудимом состоянии. За распадом Советского Союза последовало всеобщее смятение, многие работники обанкротившихся заводов вообще не получали зарплат, но сохраняли свои формальные рабочие места и иногда получали вместо денег продукцию (которую потом обменивали на бытовые товары), кроме того, им позволялось проживать на служебной площади. В середине 1990-х было проведено исследование, показавшее, что половина всего продовольствия, потребляемого в стране, выращена собственноручно.
'По сравнению с 1990-ми общество претерпело радикальные перемены', - утверждает директор независимого московского Института глобализации и общественных движений Борис Кагарлицкий. - 'Сегодня, благодаря десяти годам экономического роста, Россия превратилась в общество, основанное на оплате труда. Теперь, потеряв работу, уже ни на что не обопрешься'.
В 1990-х в Думе господствовали оппозиционные партии, а в информационном пространстве существовали намного более открытые и активные СМИ. Эксперты предупреждают, что сосредоточение власти в Кремле, произошедшее при Владимире Путине, и почти полная монополия на власть, принадлежащая партии 'Единая Россия' (которую также возглавляет Путин), оставляет крайне мало простора для инакомыслия, а также не позволяет разделить ответственность в случае экономического провала.
'Власти утверждают, что социальная стабильность - это великое достижение путинского периода, и очень боятся потерять этот имидж', - объясняет Владимир Гимпельсон, преподаватель Высшей школы экономики в Москве. 'Политическая система стала чересчур жесткой, и если начнутся беспорядки, то есть опасность ее слома'.
Лимонов, некогда автор романов-бестселлеров, а теперь уличный агитатор, сравнивает сегодняшний Кремль с рядом других правительств России, опиравшихся на силы служб безопасности и на пропаганду, но мало контактировавших с населением.
'Гражданское общество в России выросло, стало современным, а государство по-прежнему средневековое. Конечно, они нас боятся', - заявил он.
_________________________________
Кризис дошел до России: падение цен на нефть ведет к социальным волнениям ("The Wall Street Journal", США)
В.Ерофеев: Медвежий рынок ("The International Herald Tribune", США)
Cистема Путина в кризисе ("L'Express", Франция)
Россияне, вложившие деньги в "народные IPO", теряют свои сбережения ("The Washington Post", США)
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
Средневековое измерение Кремля (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Возвращение советского стиля? (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Европа смердит аки дикий зверь (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Сталинизм: цивилизация ненависти и вражды (Общественная палата читателей ИноСМИ)