Грузинские военные эксперты занялись подробным анализом августовской войны в Грузии сразу после окончания активных военных действий. Уже к началу ноября они были готовы обнародовать свое видение того, как грузинская армия оказалась втянутой в войну, как она воевала и почему потерпела поражение.
Подробнейшие отчеты десятка грузинских военных аналитиков, который они обнародовали на публичных слушаниях в неправительственной организации "Клуб независимых экспертов", практически полностью совпадает с тем исследованием, которое было проведено группой офицеров американских вооруженных сил, работавших в Тбилиси в октябре и ноябре нынешнего года.
Результаты этого исследования были опубликованы в четверг в New York Times и практически развенчали все мифы "о победе маленькой грузинской армии" в схватке с сильным северным соседом, о которой все последние месяцы говорили в своих телевыступлениях президент Михаил Саакашвили и члены его команды.
Победы не только моральной, но и военно-стратегической, поскольку хорошо обученная и оснащенная грузинская армия сделала все возможное, чтобы показать, насколько она стала сильнее в сравнении с недавним прошлым. И одолеть врага она не смогла лишь по причине неадекватности примененной Россией силы.
Стратегические просчеты
Эксперты говорили не только о том, как плохо управляется и контролируется сегодня грузинская армия, насколько неспособно руководство Генштаба вооруженных сил принимать решения в экстремальных ситуациях из-за отсутствия четкой системы обмена информацией, и не только о том, как на деле не оправдала себя система использования резервистов грузинской армии.
Они говорили о конкретных примерах и фактах в этой войне, которые никак не позволяют говорить о чудесах обороноспособности Грузии.
По утверждениям бывшего министра обороны Грузии Георгия Каркарашвили, возглавлявшего оборонную сферу во время грузино-абхазского конфликта в начале 90-х годов, к началу августовской войны в Грузии было всего лишь четыре средства ПВО. Два из них так и не были задействованы и простояли на базе в Сенаки, пока не стали трофеями российской армии.
По его мнению, было верхом непрофессионализма не понять перед войной, что Россия будет в основном применять штурмовую авиацию, чтобы уничтожить все стратегические объекты. Для этого были все соответствующие сигналы из Москвы, включая заявление главы МИД Сергея Лаврова о том, что российские самолеты летают над территорией Южной Осетии, чтобы "остудить некоторые горячие головы" в Грузии.
По мнению экс-министра, утверждениям грузинских военных о том, что грузинская армия вела на территории Южной Осетии лишь оборонительные действия, явно противоречит хоть и краткосрочное, но закрепление в Цхинвали центральной группировки войск.
И это в то время, когда она, по логике, должна была быть сосредоточенной на направлении Рокского тоннеля, откуда, как утверждала грузинская сторона, продолжала продвигаться живая сила и техника российской армии.
По утверждениям Каркарашвили, ссылающегося на первоисточники, остальные группировки, насчитывавшие более 2 тысяч военнослужащих, прочесывали в это время леса и деревни в поисках отдельных мародеров или вооруженных бандитов.
Ушли ветераны
Эксперт Коба Ликликадзе, также подготовивший подробный анализ сегодняшнего состояния грузинской армии и причин ее поражения, полностью согласен с группой осуществлявших исследование офицеров Пентагона. Более того, он утверждает, что оценки грузинских экспертов предвосхитили многие выкладки американских военных исследователей.
Кадровые эксперименты, которые начались с 2004 года, по убеждению Ликликадзе, привели к тому, что грузинскую армию покинули опытные кадры, умевшие воевать еще со времен абхазского и осетинского конфликтов в начале 90-х годов.
И не только. Ушли из армии и те, на кого было затрачено немало ресурсов западных партнеров Грузии в военной сфере. Пришли молодые и неопытные, подобранные, в основном, не по профессиональным признакам, а по принципу личных связей.
Последние кадровые перестановки, имевшие место пару недель назад, по мнению эксперта, тоже ничего путного не принесут.
И если назначение на пост министра опытного и зрелого политика Давида Сихарулидзе, по убеждению Кобы Ликликадзе, можно было бы приветствовать, то появление в качестве его заместителя весьма непопулярного в Грузии экс-руководителя департамента по исполнению наказаний Бачо Ахалая, может вызвать только пессимистические настроения.
Бестолковый бюджет
Военный бюджет Грузии, который в 2004 году составлял почти 174 млн. лари (примерно 110 млн. долларов США), к 2008 году вырос до полутора миллиардов лари (более 900 млн. долларов).
Тем не менее, по убеждению эксперта Ираклия Сесиашвили, это мало отразилось на повышении эффективности грузинской армии.
Достаточно сказать, по его словам, что в стране, которая стояла перед угрозой быть втянутой в войну, практически полностью отсутствовал единый государственный план ведения боевых действий в случае нападения противника.
В руководстве Минобороны Грузии говорят, что не намерены комментировать конкретные статьи на эту тему, которые в последнее время в большом количестве публикуются в западной прессе.
Вместе с тем, как сказал в интервью Би-би-си замминистра обороны Георгий Мучаидзе, данное исследование было проведено американской стороной по просьбе самих грузинских властей.
Поэтому указанные в ней недостатки и допущенные ошибки будут, по словам заместителя министра, учтены в ходе военной реформы, которая в Грузии, по-прежнему ставящей своей главной задаче вступление в НАТО, все еще продолжается.
_______________________________________
Уроки информационной войны на Кавказе (BBCRussian.com, Великобритания)
Пресса США ищет виноватых (BBCRussian.com, Великобритания)
Как проявила себя армия России (BBCRussian.com, Великобритания)
Статистика шестидневной войны: погибшие и беженцы (BBCRussian.com, Великобритания)
"Забирают вещи, а кто не хочет отдавать - стреляют" (BBCRussian.com, Великобритания)
Заложники войны: "Был самый настоящий ад" (BBCRussian.com, Великобритания)