Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Система Путина вышла из равновесия

Эксперт по Восточной Европе Анджела Стент рассказывает о связи экономического кризиса и прав человека, о трудностях НАТО и иллюзиях русских

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В России слышишь, прежде всего, упрек в том, что США не воспринимали Россию как равноценную силу, участвующую в международных институтах, а диктовали ей условия. К этому можно добавить, что Россия после распада Советского Союза действительно была очень слабой и едва ли могла претендовать на то, чтобы с ней обращались как с великой державой. Другой вопрос, не должны ли были США с большим уважением относиться к России, когда она при Путине снова обрела экономическую силу

Анджела Стент (Angela Stent) - профессор Джорджтаунского университета в Вашингтоне, директор Центра восточноевропейский исследований. Сейчас она занимается исследованиями в Американской академии в Берлине. С ней побеседовал Рихард Херцингер.

Die Welt: НАТО вновь отложила принятие Грузии и Украины в альянс. Россия тем самым окончательно выиграла грузинскую войну?

Анджела Стент: Принятие двух стран в План действий по подготовке к членству не было бы равнозначно полноценному членству в НАТО, которое, возможно, последовало бы только лет через десять. Однако тот факт, что в НАТО не смогли договориться о том, чтобы принять Грузию и Украину в ПДЧ, показывает, что война углубила противоречия внутри альянса. С этой точки зрения, Россия, по меньшей мере, первый раунд выиграла. Но еще остается открытым вопрос о том, как ситуация будет развиваться дальше, что принесут переговоры между ЕС и Россией по поводу отколовшихся грузинский провинций.

Die Welt: Противоречия в том, как обращаться с Россией, могли бы даже взорвать НАТО?

Стент: Этот спор между американцами и западноевропейцами, а также между жителями Западной и Восточной Европы в действительности мог бы усугубиться еще больше. Но я считаю, что принципиальная проблема НАТО заключается в ней самой. Возьмем Афганистан, где НАТО надорвалась, и остается неясным, победит ли она. Вопрос еще и в том, что статья 5 Североатлантического договора, согласно которой альянс должен прийти на помощь государствам-членам в случае возникновения конфликта, сегодня еще имеет значение. Будет ли НАТО действительно защищать военными средствами прибалтийским государствам при возникновении возможного столкновения с Россией? Это - основополагающие моменты, по которым у НАТО должна быть ясность. Позиция в отношении России лишь разобщающий вопрос, но не решающий.

Die Welt: Изменится ли при Обаме политика США в отношении России, и будет ли сближение с более примирительной линией западноевропейцев?

Стент: Администрация Обамы, несомненно, будет стремиться к большему консенсусу с Европой по поводу позиции в отношении России. Однако большинство ответственных лиц в правительственной команде Обамы тесным образом связаны с политикой расширения НАТО на Восток в 90-х гг. Возможно, они будут развивать другие временные представления и поддерживать иные формы обращения, но принципиально они едва ли отойдут от перспективы дополнительного расширения НАТО.

Die Welt: Уже вырисовываются ясные контуры политики Обамы в отношении России?

Стент: Россия не будет первым приоритетом для новой администрации. Это, естественно, финансовый кризис, а во внешней политике - это Ирак, Афганистан и ядерная программа Ирана. Конечно же, Россия играет при этом важную роль: для Афганистана, если речь идет о путях снабжения НАТО, и для решения ядерного конфликта с Ираном, так без кооперации с Москвой мы не можем применить против Тегерана более жесткие санкции. В любом случае можно ожидать, что новая администрация будет стремиться к подписанию нового американо-российского соглашения о контроле над стратегическими вооружениями.

Die Welt: Россия обвиняет Запад в том, что, начиная с 90-х гг., он ее 'окружает' и унижает. Как можно объяснить то, что немцы демонстрируют больше понимания такого рода упрекам, чем американцы?

Стент: В основе этого как географические, так и исторические причины. Германия гораздо ближе к России, чем Америка. К тому же в исторической ретроспективе гораздо шире экономические, но также и культурные связи - особенно тесными они были между высшими дворянскими кругами в Пруссии и аристократией в России. К тому же, современные немцы считают, что они лучше могут понять чувства русских - как это иметь огромную империю, а том потерять большую ее частью. Различие, правда, состоит в том, что Германия была побеждена в двух войнах, а Советский Союз развалился без войны. Тот факт, что они не достаточно уяснили себе это обстоятельство, в этом и заключается часть трудностей русских в осознании их нынешнее положения.

Die Welt: Не стоило бы Западу относиться к ослабленной великой державе с большим уважением?

Стент: В России слышишь, прежде всего, упрек в том, что США не воспринимали Россию как равноценную силу, участвующую в международных институтах, а диктовали ей условия. К этому можно добавить, что Россия после распада Советского Союза действительно была очень слабой и едва ли могла претендовать на то, чтобы с ней обращались как с великой державой. Другой вопрос, не должны ли были США с большим уважением относиться к России, когда она при Путине снова обрела экономическую силу. Особенно после 11 сентября, когда Америка и Россия внезапно очень сблизились друг с другом, русские, вероятно, ожидали большей предупредительности, например, что Соединенные Штаты в ответ на поддержку антитеррористической борьбы признают за Россией зоны влияния на ее 'заднем дворе':

Die Welt: Часто говорят, что система Путина хотя и несет автократические черты, но тем не менее благодаря ему Россия снова стала стабильной. Это верно?

Стент: Летом еще до финансового кризиса у России были очень хорошие показатели роста, 7% в прошедшем, предположительно 6% в этом году. Но финансовый кризис сейчас естественно коснулся и российской экономики, даже если на следующий год еще прогнозируют почтенные 3% роста. Но если низкая цена не нефть сохранится на долгое время, если благосостояние граждан заметно ухудшится, против системы могут начать протестовать. Поскольку до некоторой степени в основе всего лежит торговля: отказ населения от определенных политических прав в обмен на экономический подъем. В долгосрочной перспективе к этому прибавятся серьезные демографические проблемы - население России заметно сокращается. Следовательно, стабильность страны под большим вопросом.

_____________________________________

Откровения о системе Путина ("Le Nouvel Observateur", Франция)

Система Путина в кризисе ("L'Express", Франция)

Системная ошибка Путина ("Financial Times Deutschland", Германия)

'Система' Путина не является незыблемой ("Neue Zuercher Zeitung", Швейцария)

Система Путина ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)

* * * * * * * * * * * * * * * * * *

Власов Тринадцатый (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Средневековое измерение Кремля (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Возвращение советского стиля? (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Европа смердит аки дикий зверь (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Сталинизм: цивилизация ненависти и вражды (Общественная палата читателей ИноСМИ)