На неделе перед рождественскими праздниками в Москву приезжал президент Белоруссии, чтобы принять участие в хоккейном матче своей команды против корпоративной команды 'Газпром-экспорт'. Нечто подобное заслуживает стать новостью, как правило, только на белорусском государственном телевидении, которое сообщает о каждой игре президента ('единственный в мире глава государства, который сам играет в хоккей') и показывает каждую забитую им шайбу. Но на этот раз Лукашенко забил шайбу не на льду, а в политике - и это не был удар по воротам, а удар по Кремлю. То есть Лукашенко предпочел игру в хоккей встрече Содружества Независимых Государств, которая в то же самое время состоялась в Казахстане и, в сущности, должна была стать саммитом, но из-за прогулявших ее глав государств была понижена в статусе до 'неформальной встречи нескольких президентов СНГ'.
С начала грузинской войны в августе Москве стоит больших усилий держать подле себя своих предполагаемых союзников. Это началось сразу же после военных действий. Через нескольких недель после завершения войны на встречах в верхах двух организаций Кремль ожидал поддержки своих действий на Кавказе но, несмотря на громкую агитацию, так ее и не получил. В Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) причиной тому стал Китай, которому не до шуток, когда речь заходит о сепаратизме. Кроме того, Китай продемонстрировал, что его влияние на бывшие республики Советского Союза в Средней Азии растет, а российское скорее снижается.
Еще более болезненным для российского руководство стало то, что в военном союзе СНГ, в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), где Россия занимает лидирующие позиции, не удалось добиться даже осуждения действий Грузии. После того, как России категорично показала, что она думает о суверенитете государств бывшего Советского Союза, Белоруссия, Армения, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Киргизия не захотели в угоду Москве портить свои отношения с Западом.
Но больше всего завуалированное отдаление от России бросается в глаза на примере Белоруссии. До недавнего времени на диктатора этой страны Лукашенко Москва постоянно могла полагаться, когда выступала против Запада. На требование признать независимость мятежных грузинских провинций Абхазии и Южной Осетии, которые просто нельзя было не услышать, Лукашенко ответил, что не может предвосхищать решение своего 'ручного' парламента, а также продемонстрировал небольшие знаки дружбы в отношении ЕС. Амнистия для некоторых политических заключенных, разрешение вновь издавать в стране сомнительные газеты и регистрация оппозиционного движения обошлись ему недорого, но принесли - сначала временное - упразднение санкций со стороны ЕС.
Российское руководство, очевидно, серьезно воспринимает ущерб, сопутствовавший ее кавказской военной кампании. Генеральный секретарь ОДКБ (россиянин) на днях объявил о намеченной на февраль встрече, на которой должен быть поднят вопрос о недостаточной солидарности в организации, которая была продемонстрирована в этом году. Остальным членам организации должно быть разъяснено, что их безопасность зависит от того, насколько они солидарны с Россией.
Стоило ли затевать войну с Грузией, с точки зрения Москвы, пока это - вопрос спорный. Станет ли военная победа России в конечном итоге политическим успехом, зависит и от ЕС, члены которого до сих пор не в состоянии договориться между собой о проведении убедительной политики в отношении России.
Стремительное возобновление переговоров с Москвой по новому Соглашению о партнерстве и сотрудничестве был неверным сигналом для России, а также для ее непосредственных соседей. Фатальна не готовность к переговорам, а попытка бессовестно смухлевать на том, что со стороны ЕС в отношении России не было выставлено никаких условий для возобновления переговоров: Россия однозначно не выполнила своих обязательств, вытекающих из соглашения о перемирии.
Европейский Союз сам себя загнал в неприятное положение: у него нет никаких возможностей принудить Москву держать свое слово, но он еще и должен когда-нибудь начать переговоры. Поэтому избежать 'шрамов' на собственной идентичности не удастся. Вопрос лишь в том, нанесут ли они серьезный ущерб. У Евросоюза в Восточной Европе и на Кавказе имеются явные конкурентные преимущества перед Россией: Евросоюз не только сильнее экономически, но и политически - из-за построенных на компромиссе путей принятия решений - гораздо привлекательнее для небольших государств. Именно на фоне хамских действий России в Грузии Евросоюзу открываются новые шансы, и ему лишь нужно захотеть ими воспользоваться.
Для этого необходимы вразумительные слова в отношении Москвы. Страх перед отрицательными последствиями был бы плохим советчиком. В конце концов, у России также есть интересы в Европе, и Кремль прекрасно знает, что энергично выступающий ЕС из всех его соседей все еще является самым приятным.
____________________________________________
Европа должна сама разбираться с Россией ("Rzeczpospolita", Польша)
Завтрашний день Европы: влияние не гарантируется ("The International Herald Tribune", США)
Россия и Европа: кто кого ведет? ("Forbes", США)
Лучший способ вести дела с Россией ("The Financial Times", Великобритания)
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
Власов Тринадцатый (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Средневековое измерение Кремля (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Возвращение советского стиля? (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Европа смердит аки дикий зверь (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Сталинизм: цивилизация ненависти и вражды (Общественная палата читателей ИноСМИ)