Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мы должны убедить Иран отказаться от бомбы

Иран, обладающий ядерным оружием или способный быстро создать одну, а то и несколько бомб - это уже настоящая опасность

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Бараку Обаме, в январе вступающему в должность, придется иметь дело с множеством непростых проблем, начиная от острого экономического кризиса. Однако вряд ли он сможет позволить себе роскошь целиком сконцентрироваться на них, ведь кроме этого ему еще предстоит дать ответ на целый ряд внешнеполитических вызовов. В частности первый внешнеполитический кризис для новой администрации вполне способен создать Иран со своей ядерной программой

Бараку Обаме, в январе вступающему в должность, придется иметь дело с множеством непростых проблем, начиная от острого экономического кризиса. Однако вряд ли он сможет позволить себе роскошь целиком сконцентрироваться на них, ведь кроме этого ему еще предстоит дать ответ на целый ряд внешнеполитических вызовов. В частности первый внешнеполитический кризис для новой администрации вполне способен создать Иран со своей ядерной программой.

Причина этому проста. Иран на полном ходу приближается к возможности обогащать уран в объемах достаточных для производства ядерного оружия. Как недавно сообщило Международное агентство по атомной энергии, он вполне может достичь этой точки к 2009 году.

Иран, обладающий ядерным оружием или способный быстро создать одну, а то и несколько бомб - это уже настоящая опасность. Разумеется, американская администрация может избрать 'северокорейский вариант', и терпеть эту угрозу дальше. Риск такого выбора в том, что в результате и без того нестабильный Ближний Восток может стать еще нестабильнее.

В кризисной ситуации Израиль и Иран могут поддаться искушению и прибегнуть к ядерному оружию из боязни, что другая сторона использует его первой. Кроме того есть опасность, что другие страны, скажем, Египет или Саудовская Аравия, могут разработать собственный ядерный арсенал или обзавестись им иным способом. В принципе Соединенные Штаты способны снизить этот риск, предприняв некоторые шаги - в частности, предоставив определенным странам противоракетную оборону и гарантии безопасности, но невозможно сказать, насколько эти инициативы приведут к успеху.

Более того, дальнейшее распространение ядерного оружия - не единственная опасность усилий Ирана. То, что Иран делает - напрямую или руками таких организаций как 'Хезболла' и ХАМАС - сильно и в основном отрицательно сказывается на будущем Ирака, Афганистана, Ливана и Палестины и будет сказываться на нем в дальнейшем. Иран уже сейчас является одной из самых могущественных стран Ближнего и Среднего Востока. Ядерный Иран, уверенный, что бомба дает ему определенную защиту, может стать еще агрессивнее.

Есть и второй вариант: США, Израиль или они вместе наносят упреждающий удар по известным ядерным объектам Ирана. Это, безусловно, позволило бы уничтожить часть - возможно, большую - имеющегося у него оборудования и материалов. Однако часть, вероятно, сохранится, и за несколько лет Иран сможет восстановить ядерную программу, причем так, что нанести повторный удар станет намного труднее.

Впрочем, серьезные проблемы начнутся намного раньше. Крайне маловероятно, что Иран покорно снесет военный удар США или Израиля. Можно ожидать, что он в ответ атакует американские войска в Афганистане и Ира, развернет по всему региону и миру террористическую кампанию и перекроет Ормузский пролив для танкеров с нефтью. Последнее, что сейчас нужно мировой экономике - нефть по 200 долларов за баррель, однако именно этим все может закончиться.

Очевидно, что оба варианта - терпеть ядерный Иран или нанести по нему удар - связаны с серьезным риском и обойдутся недешево. Лучше всего было бы убедить Иран заморозить или приостановить свою ядерную программу или - еще лучше - отказаться от попыток самостоятельно обогащать уран. Можно символически предоставить ему такое 'право', но соответствующая программа должна быть достаточно мала по масштабу, чтобы не представлять угрозы. Кроме того, она должна подвергаться крайне тщательным проверкам - мир должен быть уверен, что Иран втайне не обогащает уран и не создает ядерное оружие.

Так что же нужно для того, чтобы Иран полностью прекратил попытки обогащения урана?

Для начала, необходимо сформировать пакет дипломатических предложений, которые обеспечивали бы Ирану доступ к ядерной энергии, но не физический контроль над ядерными материалами. Можно ослабить экономические санкции. Также можно предоставить гарантии безопасности и установить нормальные дипломатические отношения между Тегераном и Вашингтоном.

Конечно, нельзя обещать, что Иран примет подобное предложение. Но он вполне может это сделать, в особенности сейчас, когда цена на нефть упала ниже 50 долларов за баррель, то есть до уровня, при котором иранской экономике будет приходиться хуже, чем когда-либо.

Также было бы полезно дать понять Ирану, что, если он откажется от честного и разумного компромисса, ему придется столкнуться с дополнительными санкциями, в том числе ограничивающими импорт очищенного бензина. Кроме того важно убедить Россию и Китай поддержать комплекс требований, стимулов и наказаний. Вдобавок, шансы на то, что Иран примет это предложение могут повыситься, если его условия будут оглашены. На предстоящих в следующем июне выборах иранцы могут предпочесть лидера, который пообещает им серьезно повысить стандарты жизни, тем, кто будет доводить страну до истощения.

Разумеется, Иран может и отвергнуть дипломатический компромисс, особенно напрямую предложенный американцами. Тогда г-ну Обаме и всему миру придется выбирать - позволить Ирану иметь ядерное оружие (или возможность его быстро создать) или предотвратить подобный исход с помощью вооруженной силы. Это выбор наихудшего сорта - ни одна из альтернатив не выглядит привлекательной. Именно поэтому так важно вернуться к дипломатии и дать ей еще один шанс.

Ричард Хаасс - председатель Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations), бывший начальник отдела политического планирования Госдепартамента США.

_________________________________________

Пусть Россия остановит Иран ("The New York Times", США)

У Обамы есть шанс обменять свои шестерки на российские козыри ("The Boston Globe", США)

Остановить ядерные устремления Тегерана ("The Washington Post", США)

Иранский ядерный вальс ("The Wall Street Journal", США)

Уловки Ирана ("The Washington Post", США)

* * * * * * * * * * * * * * * * * *

Власов Тринадцатый (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Средневековое измерение Кремля (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Возвращение советского стиля? (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Европа смердит аки дикий зверь (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Сталинизм: цивилизация ненависти и вражды (Общественная палата читателей ИноСМИ)