Нечасто мир казался более нестабильным или опасным. Везде, куда ни посмотри, разнообразные угрозы: основания для надежды шатки. Пару лет назад кто-то заметил Стивену Хокингу (Stephen Hawking), что если бы где-то во Вселенной были разумные существа, то мы бы получили от них послание. В ответ профессор сказал, что этого не произошло потому, что любая цивилизация, способная сообщать о своем существовании сквозь межзвездный мусор, уже использовала бы свои продвинутые технологии для того, чтобы уничтожить себя.
Рискуя быть обвиненным в переписывании истории, заявлю: 'холодная война' была управляемой. В конечном итоге, сложился режим сдерживания. Сдерживание сегодня: с чего начать? Сложно разобраться с самой Россией. Год назад были основания для осторожного оптимизма. Да, Россия вела себя коварно, но, безусловно, мы имели дело не столько с возвращением к конфронтации великих держав, сколько с грубостью подростка, в котором взыграли гормоны. Западу не за что было воевать с Россией. Позже мы повели себя довольно глупо, пустив в конуру совершенно ненадежных гончих. Полным безумием было искушать Грузию и Украину надеждой на членство в НАТО. Это придало грузинам смелости, и они начали вести себя так же глупо, как ободрявшие их западные политики.
Реакция России не была ни непредсказуемой, ни неоправданной. Более того, она была почти бисмарковской. Ясные цели были достигнуты в конкретные сроки путем безжалостного применения превосходящей силы. Однако существует важнейшее отличие между русскими и Железным канцлером. Последний верил в то, что его войны можно завершить возвращением к дипломатическому порядку и установлением прочного мира. Выражение 'российская дипломатия' - почти оксюморон.
Представим себе, что где-нибудь в Латвии в ближайшие несколько недель происходит тривиальный инцидент: местные полицейские хватают русскоязычного и тащат его в каталажку. Власти говорят, что он был пьян и проявлял неуважение к служителям правопорядка. Он и его друзья заявляют, что просто веселились на свежем воздухе, а полицейские прицепились к ним потому, что они русские. Российское меньшинство городка устраивает марш протеста. Летят булыжники, бьются стекла, на протестующих обрушиваются полицейские дубинки. Каков риск размещения российских войск на границей с Латвией, которая сегодня является частью границы России с НАТО?
Похоже, русские твердо намерены не ослаблять давление на нового президента. Поскольку поклонники Обамы на нашем берегу Атлантики считают его - и демократов - леваками в европейском стиле, им кажется само собой разумеющимся, что его ответ будет мирным: что при нем внешняя политика США станет вегетарианской. Это предположение может оказаться неразумным. Хотя в их партии и есть крыло америконенавистников, американских демократов не надо путать с трусливыми обезьянами-сыроедами. Пусть причиной тому ряд исторических случайностей, но большую часть своих войн в ХХ веке Америка вела при президентах-демократах.
С внешней политикой Обамы связана одна проблема. Мы не знаем, во что он верит, и верит ли он во что-либо, и, соответственно, что он будет делать. Год назад игнорировать напористость России было проще, потому что ее исходные посылки казались здоровыми. Цены на сырье позволяли российскому правительству действовать эффективнее всех его предшественников и предлагать народу перспективу постоянного повышения жизненного уровня. Это способствовало бы социальной стабильности и позволяло бы Путину и его друзьям избираться бесконечное число раз. Теперь все выглядит гораздо более неопределенно.
То же самое касается Китая. И здесь произошел решительный разрыв с историей бедности и голода. Впервые у китайцев достаточно продовольствия - и надежды на быстрый и прочный материальный прогресс. Но этот рост во многом зависел от экспортных рынков, которые теперь пошатнулись. Однако китайцам есть, чем на это ответить. Традиционно развивающиеся экономики импортируют капитал. Похоже, что Пекин мог бы переместить свой капитал в страну. В таком случае на Западе возникнет огромный дефицит капитала. Но еще важнее, чтобы в Китае сохранялась стабильность. У Китая нет стратегических споров с Западом, если не считать напряженности вокруг Тайваня, которую в принципе можно обуздать. Но перед лицом угрозы волнений власти Китая могут стать в лучшем случае непредсказуемыми.
В отличие от Китая, в Индии хаос всегда был отличительной чертой политики. Сложно что-то добавить к этому блестящему замечанию, которое рискует превратиться в клише: 'Всякое обобщение, касающееся Индии, справедливо. Верно и обратное'. На протяжении десятилетий и невзирая на хаос, индийская система доказывала свою выносливость, даже когда ее испытывала in extremis Индира Ганди. Но представим себе, что после Мумбаи бомба взрывается в многолюдном торговом центре (это тавтология) в Дели. Гибнут сотни людей. По всей видимости, к теракту имеют отношение диссидентские элементы в спецслужбах Пакистана. Какова опасность ядерной конфронтации с Пакистаном?
Можно утверждать, что до сих пор равновесие ядерного террора на субконтиненте было стабилизирующей силой. Но есть пара проблем. Судя по риторике некоторых официальных лиц, дикой даже по индийским стандартам, не все в Дели принимают холодную логику взаимно гарантированного уничтожения, а Пакистан - не такая страна, которой кто-нибудь хотел бы доверить ядерное оружие.
То же самое касается Ирана, однако мы, по всей видимости, неуклонно движемся в этом направлении. Элиот предупреждал нас о том, что человеческий род не выносит слишком тесного контакта с реальностью. Если кому-то кажется необходимым доказать эту самоочевидную истину, то им стоило бы привести в качестве примера несостоятельность Запада в том, что касается выработки политики в отношении Ирана. Можно оправдать политику угроз. Можно оправдать политику переговоров. Но никак нельзя оправдать политику колебания между этими двумя тактиками, равно неубедительными. Меча громы и молнии, мы вывели иранцев из себя, не напугав их, а наша неуравновешенная дипломатия донесла им лишь одну мысль: мы не знаем, что делать: мы намекаем на переговоры не потому, что хотим согласия, а потому, что слабы.
Поэтому осмелевшие иранцы расширяют свое влияние, спонсируя терроризм в ожидании того дня, когда и они смогут сыграть в сдерживание. Будем надеяться, что понятие взаимно гарантированного уничтожения переводимо на фарси, и означает не только 72 девственницы.
Да, полный сумбур, как и на всем Ближнем Востоке. Похоже, мы как никогда далеки от создания палестинского государства. По-видимому, следует ждать очередной интифады. Если беспорядок царит в мировой экономике, то каково сейчас Иордании или Египту? Что касается экономики, то один из самых тревожных аспектов нынешнего обвала - отсутствие консенсуса среди экспертов. Словно вся мудрость экономической науки стала выражаться тремя словами: проглоти и надейся. Похоже, западные экономисты пребывают в интеллектуальном смятении... как и западная геополитика. Возможно, современный мир слишком тверд для того, чтобы его раскусил человеческий разум.
В этом контексте одна задача все-таки представляется ему подвластной, тем более, на острове: контролировать наши границы и проводить иммиграционную политику, основанную на национальном интересе. Однако мы решили поступить иначе - как раз в то время, когда в мире множество людей, которые нас ненавидят, некоторые из которых будут счастливы расстаться с жизнью, чтобы отправить на тот свет нас.
Какая бы ни стояла погода, мир переживает очень унылую середину зимы. Мир на земле людям доброй воли: так далеко от нас он не был еще никогда. Счастливого Рождества.
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
Власов Тринадцатый (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Средневековое измерение Кремля (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Возвращение советского стиля? (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Европа смердит аки дикий зверь (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Сталинизм: цивилизация ненависти и вражды (Общественная палата читателей ИноСМИ)
________________________________
Обзор уходящего года ("The Financial Times", Великобритания)
2008 год станет этапным моментом в мировой геополитике ("Business", Великобритания)
Обвал цен на нефть. Конец игры для Путина и компании ("Politica OnLine", Италия)