Вообще-то, президенты (и избранные президенты) не пишут писем Санта-Клаусу. Однако все же любопытно, что бы хотел Барак Обама (Barack Obama), 44-й президент Америки, найти завтра на утро в государственном чулке или под Национальной рождественской елкой, которая стоит перед Белым домом?
Конечно, нам очень не помешали бы мир на Земле, во человецех благоволение и простой рецепт от всех экономических трудностей в придачу. Однако если отложить в сторону фантазии и признать, что ни мрачные экономические обстоятельства, ни целый ряд ожидающих страну проблем и кризисов легко и быстро преодолеть не получится, мы поймем, чего бы нам следовало попросить у Санты, ради светлого будущего Америки.
Номером первым в этом списке будет прочная и постоянная историческая концепция, а также осознание правительством того факта, что не все враги одинаковы. Номером вторым - пожелание новой администрации работать единой командой во благо страны, а не грызться за власть и территорию, как слишком долго делали их предшественники. И номером третьим - пожелание Белому дому и Конгрессу руководствоваться в своей политике фактами и логикой вместо идеологии.
Каждый раз, стоит только Америке забыть или не задуматься об истории, мы терпим неудачи и попадаем в ловушки, освобождение из которых истощает наши силы, ресурсы и международную репутацию. Вьетнам, Ирак, Афганистан - вот печальные примеры. Во Вьетнаме мы серьезно недооценили волю врага, зато переоценили готовность красного Китая и Советского Союза вмешаться в войну. Стремясь сначала отомстить за 11 сентября, а затем разоружить и свергнуть Саддама Хусейна (Saddam Hussein), мы забыли о необходимости создать после войны работающее государство, как мы вполне успешно сделали в Германии и Японии после Второй мировой.
Ведя 'войну с террором' - кстати, это выражение администрации Обамы лучше было бы забыть сразу же, как только он вступит в должность,- мы не учли, что не все враги одинаковы. Религиозные экстремисты и поддерживающие экстремизм организации - это не государства, у них не бывает ни армии, ни флота, ни ВВС; они пользуются одновременно и сильными, и слабыми сторонами общества, смешивая террор с идеологией и пропагандой. Мы же целиком положились на вооруженные силы как в деле уничтожения, захвата и нейтрализации противников, так и в вопросах государственного строительства, которым, по-хорошему, следовало бы заниматься гражданским службам. Хотя необходимость активнее привлекать их к этому всем давно очевидна, до сих пор для того, чтобы исправить положение, делается слишком мало.
Вторым пунктом мы пожелали администрации Обамы избежать ловушки, в которую попадали все последние администрации, единой командой работать во благо страны, и не оказаться втянутой в бесконечные властно-политические 'разборки'. Пока сделанные г-ном Обамой назначения - в чем-то сенсационные - были, в целом, хорошо приняты. Джо Байден (Joe Biden) - очень опытный вице-президент. Назначение Хилари Клинтон (Hillary Clinton) госсекретарем не могло не вызвать споров, однако они не умаляют ее интеллекта и профессионализма. Выбор генерала Джеймса Джонса (James Jones) в качестве советника по национальной безопасности и Тима Гейтнера (Tim Geithner) в качестве министра финансов, как и решение поручить энергетику нобелевскому лауреату Стивену Чу (Steven Chu) и вновь назначить Роберта Гейтса (Robert Gates) министром обороны также получили широкое одобрение.
К сожалению восемь лет назад команда Джорджа Буша тоже выглядела не хуже, чем 'лучшие и умнейшие' Кеннеди. Однако быстро выяснилось, что вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney), Колин Пауэлл (Colin Powell), Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) и Кондолиза Райс (Condoleezza Rice), не говоря уж о хваленом и многообещающем министре финансов Поле О'Ниле (Paul O'Neill), абсолютно неспособны идти в ногу. С уходом г-на Пауэлла в январе 2005-го и г-на Рамсфелда еще через полтора года склоки более-менее закончились, но вред уже был причинен.
Наконец, в-третьих, я желаю новой команде, выбирать политику, исходя из фактов и логики, а не идеологии и инстинктов. Администрация Буша слишком опиралась на веру, делала основой внешней политики распространение демократии, и безоглядно полагалась на экономику предложения, не задумываясь о ее слабостях. Конгресс же, как и прежде, слишком заражен партийной пристрастностью и кампанейщиной, и нередко интересуется переизбранием больше, чем качеством управления.
Итак, во-первых, попросим у Санты, для президента умения требовать и добиваться дисциплины в рядах собственной администрации. Конечно, споров и разногласий избежать невозможно. Однако для успеха необходимы твердые решения и их добросовестное выполнение.
Вторым подарком, для правительства, пусть станет способность рассматривать проблемы аналитически, тщательно и объективно, а также грамотно работать с информацией, что очень помогает в политике.
Наконец третий, самый необходимый подарок - это смелость говорить правду, рассматривать проблемы прямо, без идеологических шор и принимать решения на основе фактов, а не мнений. Будем надеяться, что когда завтра страна проснется, мы увидим, что Санта-Клаус оказался к нам щедр.
Харлан Ульман - колумнист The Washington Times.
____________________________________
Восстань в прежнем блеске, Америка! ("The International Herald Tribune", США)
Гегемония - но в более мягкой форме ("The Washington Post", США)
Команда тяжеловесов ("The Washington Post", США)
***********************
В казематах лжи российского ИноСМИ (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Шизофреническое дело (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Лучезарною звездою друг наш Берия сияет (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Главная историческая ошибка Ельцина (Общественная палата читателей ИноСМИ)