Если верить прогнозам экономистов, жителей Литвы ожидают нелегкие испытания. Однако жителей города атомщиков Висагинаса мировой кризис волнует куда меньше, чем кризис местного масштаба, в результате которого тысячи висагинцев рискуют остаться без средств к существованию. Даже без учета надвигающегося кризиса обстановка в городе уже далеко не та, что была пару лет назад, когда висагинцы ждали, что со дня на день в городе начнется грандиозная стройка.
После того, как правительство объявило о решении строить в Висагинасе новую АЭС, цены на недвижимость в городе и его живописных окрестностях резко рванули вверх. За годы независимости в Висагинасе не было построено ни одного жилого дома. Если бы в городе началась "стройка века", для обеспечения жильем приезжих специалистов понадобились бы дополнительные квартиры. Появились желающие достроить дома, медленно разрушавшиеся со времен СССР. Началось строительство новых объектов. Открылся торгово-развлекательный центр Domino, новые кафе, магазины, салоны красоты, дизайн-студии.
Оживился мелкий и средний бизнес, инвестиции в который делались с учетом дальнейшего развития города. Небольшие промышленные предприятия стали брать кредиты на реновацию оборудования. Мебельный концерн SBA инвестировал средства в новое предприятие Visagino linija.
Горожане радовались тому, что город стал привлекательным для инвесторов, и гадали, какой завод здесь еще будет строиться. Центр обучения технологиям и предпринимательству планировал стать республиканским центром подготовки атомщиков, обсуждались и возможности создания на его базе филиала технического университета. Большинство владельцев предприятий планировали расширение производства.
Но как только появились сомнения относительно строительства Висагинской АЭС, планы бизнесменов и предпринимателей изменились. Разговоры о создании новых рабочих мест прекратились еще до того, как народ начали пугать последствиями кризиса. Момент экономического подъема, когда в городе еще можно было построить какое-то промышленное предприятие, упущен. Теперь никто ничего в Висагинасе строить не собирается.
Количество рабочих мест сокращается, число безработных растет. Некоторые висагинские работодатели, спешат воспользоваться удобным моментом, чтобы сократить вдруг обнаруженных лишних работников. Тем, кто не попал под сокращение, предлагают выполнять больший объем работы за меньшую плату и радоваться тому, что они пока не стали очередными "жертвами кризиса".
Уровень безработицы побьет все рекорды, когда закроют Игналинскую атомную электростанцию, где работают более 3000 висагинцев. Так как многие из них являются единственными кормильцами в семье, людей, лишившихся источника доходов, станет гораздо больше, чем уволенных в связи с выводом из эксплуатации второго энергоблока электростанции. В очередь за пособиями по безработице встанут не только атомщики, но и члены их семей.
"В связи с предстоящим закрытием предприятия мы вынуждены будем сократить большую часть эксплуатационного персонала, так как когда оборудование будет остановлено, столько эксплуатационников, обслуживающих его круглосуточно, уже не понадобится, - говорит генеральный директор ИАЭС Виктор Шевладин. - Сокращение коснется и ремонтного персонала, потому что нечего будет ремонтировать".
В соответствии с Законом о социальных гарантиях работникам ИАЭС выплачивается выходное пособие, размер которого зависит от стажа работы. Максимальный размер пособия, которое выплачивается уволенным в связи с сокращением штатов атомщикам, равен шести должностным окладам, которые, надо сказать, во много раз меньше окладов членов Сейма. До шести окладов выплачивает и Биржа труда.
Однако этих средств явно недостаточно для того, чтобы создать себе новое рабочее место. Да и трудно представить людей, всю жизнь проработавших на режимном предприятии, где все действия выполняются строго по графику и в соответствии с должностными инструкциями, в роли бойких инициативных предпринимателей, готовых рискнуть всеми своими скромными сбережениями ради попытки создания своего конкурентоспособного бизнеса.
И хотя среди бывших и настоящих работников атомной есть несколько довольно успешных бизнесменов, многие из тех, кто уже успел испытать на себе все прелести дикого капитализма, говорят, что заниматься в Литве мелким и средним бизнесом - врагу не пожелаешь. Если же налоги повысятся и будет принято решение об отмене патентов на индивидуальную деятельность, для многих мелких предпринимателей это будет означать потерю легальных источников доходов, а для города - увеличение числа безработных.
Конечно, некоторые висагинцы пополнят число граждан Литвы, живущих теперь в других странах. Законом о социальных гарантиях увольняемым работникам атомной станции и членам их семей предусмотрена компенсация расходов по смене места жительства. Однако воспользоваться такой компенсацией работники ИАЭС не спешат. Большинство из них надеется сохранить рабочие места на предприятии и после того, как АЭС перестанет вырабатывать электроэнергию.
Если в городе можно будет найти работу, это избавит людей от необходимости менять место жительства. В отличие от молодежи, которой скучновато в Висагинасе, люди постарше считают этот город идеальным местом для жизни: тихий городок, многие жители которого являются представителями технической и творческой интеллигенции, окруженный заповедными лесами и множеством красивых чистых озер. Люди не хотят уезжать из города, где у них есть квартиры и дачи. Тем более сейчас, когда желающих продать квартиру в Висагинасе стало больше, чем желающих купить.
Большим плюсом проживания в Висагинасе являются и льготы, предоставленные тем, кто живет в непосредственной близости от атомной станции - для них предусмотрены 50-процентные скидки. Но как только ИАЭС перестанет вырабатывать электроэнергию, льготы будут отменены. Для жителей города, где многие получают минимальные зарплаты, этот удар будет весьма ощутимым.
Решить проблему трудоустройства тысяч людей на местном уровне не представляется возможным. Спасти от социальной катастрофы город, жители которого много лет трудились на благо государства и не по своей вине лишаются рабочих мест, может только государственный подход к решению этой проблемы. Висагинцы с нетерпением ждали прихода к власти нового правительства, наивно полагая, что одной из первоочередных задач, стоящих перед избранниками народа, будет принятие решений по спасению города атомщиков.
Но у парламентариев нашлись дела поважнее: решение вопросов о повышении зарплат членам Сейма и налогов для законопослушных граждан, введение ограничений для аккредитованных в Сейме журналистов и утверждение программ культурных мероприятий.
"Стройкой века" стало не сооружение новой АЭС, а строительство Дворца правителей, административные расходы и зарплата персонала которого составят около 13 млн. литов. Денег, предусмотренных в государственном бюджете на реализацию этого грандиозного проекта, вполне хватило бы для создания в Висагинасе нескольких тысяч рабочих мест.
Но вряд ли висагинцы, не имеющие представителя своего города в Сейме, могут рассчитывать на то, что руководство страны сумеет оценить масштабы надвигающейся катастрофы. Сегодня атомщики считают, что государство бросило их на произвол судьбы. Психологическая обстановка на АЭС оставляет желать лучшего: люди подавлены и без оптимизма смотрят в будущее.
Вряд ли нужно объяснять, какую роль играет человеческий фактор в безопасности атомных станций. Человеческий фактор всегда был и, несмотря на усовершенствование технических систем безопасности, продолжает оставаться фактором номер один.
Скоро сотни работников Игналинской АЭС, от действий которых зависит безопасность не только Литвы, но всей Европы, получат извещения о предстоящем увольнении...
_________________________________
'Мы не чувствуем себя в безопасности' ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Иллюзия безопасности, которая может привести к трагедии ("Delfi", Литва)
Шесть лет без электричества ("Telegraf", Латвия)
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
В казематах лжи российского ИноСМИ (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Главная историческая ошибка Ельцина (Общественная палата читателей ИноСМИ)
День Референдума (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Власов Тринадцатый (Общественная палата читателей ИноСМИ)