Пять лет назад Михаил Саакашвили, вставший во главе "революции роз", которая сделала его самым молодым президентом Европы, казался идеальным революционером двадцать первого века. Образование (выпускник украинского Киевского и американского Колумбийского университетов), харизматичность, неистовость, опыт международной работы и недюжинное красноречие (причем на нескольких языках) позволили ему прочно внедрить маленькое закавказское государство Грузия в международное сознание и открыли ему массу дверей во всем мире. Страны Запада - в первую очередь Соединенные Штаты - просто в очередь выстраивались, предлагая помощь и содействие.
Но в игре когда-нибудь надо раскрывать карты. Этот момент наступил в 2008 году: когда Саакашвили позволил втянуть себя в короткую и жестокую войну с Россией за контроль над Южной Осетией, смутные сомнения относительно его характера, терзавшие многих, моментально реализовались самым неприятным образом. Всего за несколько недель Саакашвили сначала сделался не просто национальным, а интернациональным героем - лидером отважной маленькой страны, раздавленной агрессивным русским медведем, - а в конце превратился в 'главного фигуранта дела': даже самые ярые его сторонники признали, что войну начал именно он, а не русские; что именно он попытался силой вернуть Южную Осетию.
К тому моменту репутация Саакашвили уже была подмочена, но именно после конфликта с Россией из-за Южной Осетии, а также из-за другого анклава с этническим меньшинством, Абхазии, в его адрес начали раздаваться вопросы о профпригодности, которые и сейчас могут стоить ему президентского поста. Провокации со стороны России были, кое-кто говорит, что русские даже расставили ему ловушку, уверенные, что Саакашвили потеряет терпение. Он и Владимир Путин друг друга не переносили; после конфликта, говорят, Путин даже выражал желание 'подвесить его за яйца'.
Итак, югоосетинская катастрофа показала нам другую сторону Саакашвили - буйство, несдержанность и, если не склонность к иллюзиям, то стремление изворачиваться до конца. Восстановить тот имидж, который привел к его порогу аплодирующий Запад - имидж человека принципиального, обаятельного и харизматичного - Саакашвили будет чрезвычайно трудно, если вообще возможно.
___________________________________________
Вооруженные силы Грузии страдают от плохого управления и неквалифицированного руководства ("The International Herald Tribune", США)
У России не было иного выбора ("The Financial Times", Великобритания)
Ожесточенные грузинские игры в поиски виновных ("The Wall Street Journal", США)
Насколько далеко мы зайдем ради Грузии? ("The Washington Post", США)
* * * * * * * * * * * *
Суверенные права "чекистов в законе" (Общественная палата читателей ИноСМИ)
"Сопли" и "яйца" уходящего года (Общественная палата читателей ИноСМИ)
В казематах лжи российского ИноСМИ (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Главная историческая ошибка Ельцина (Общественная палата читателей ИноСМИ)