Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Рейд на материалы эры Сталина

Линия фронта между деспотизмом и демократией в России проходит через прошлое

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Линия фронта между деспотизмом и демократией в России проходит через прошлое. Новый учебник, написанный историком Александром Филипповым, умаляет ужасающее число погибших во время сталинского правления, и описывает Сталина как " эффективного менеджера", без которого Россия не выиграла бы Вторую мировую войну. 12 жестких дисков 'Мемориала' играют важную роль для любой попытки отказаться от этого тезиса

Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружил и перевел наш читатель materiality, за что мы ему крайне признательны

____________________________________

Сто тысяч свидетельств террора во время правления Иосифа Сталина, собранных российской правозащитной группой "Мемориал", базирующейся в Санкт-Петербурге, хранятся на 12 компьютерных жестких дисках. Несколько терабайт данных включают тысячи часов аудиозаписей историй, цифровых версий выцветших фотографии, видеосъемок массовых захоронений. Нажав несколько клавиш на клавиатуре компьютера, можно воспроизвести фальшивые обвинения, написанные сыном против отца, или услышать призрачный голос, который читает принудительные признания или перечисляет "своих сообщников".

Это наиболее полный общественный архив одного из самых ужасающих периодов современной истории человечества, и загадочным образом, он стал целью рейда российской милиции на штаб-квартиру "Мемориала" 4 декабря.

Ирина Флиге, директор центра "Мемориал", говорит, что милицейский рейд не был несчастным случаем или случайной ошибкой. Она считает, что работа ее организации в области разоблачения и публикации преступлений Сталина стала препятствием для цели правительства "обелить" прошлое и оправдать в теоретическом плане дальнейшее существование сильного авторитарного государства. "Это война за память", - говорит она.

"Линия фронта между деспотизмом и демократией в России проходит через прошлое", - добавляет она.

Милиция Санкт-Петербурга до сих пор не сделала публичное заявление относительно рейда 4 декабря. В полдень в тот день, девять милиционеров, в том числе двое в черных масках, вошли в штаб-квартиру "Мемориала" и в течение шести часов проводили обыск в офисе. В милиции заявили, что это было после информации о статье, опубликованной в экстремистской газете, к которой, по словам г-жи Флиге, ее организация не имеет никакого отношения. Милиция не отреагировала на просьбы разъяснить свои мотивы.

Г-жа Флиге говорит, что единственное, в чем милиция была заинтересована, - это компьютеры. "Они знали, что они ищут", - говорит она.

Она говорит, у нее нет доказательств того, что рейд был преднамеренной попыткой запугать ее организацию, есть только серия совпадений: это произошло за день до впервые проводимой в России трехдневной конференции в Москве, посвященной памяти Сталина, которая была организована совместными усилиями "Мемориала" и фонда Ельцина, созданного в память о бывшем президенте Борисе Ельцине.

Он также совпал с беспрецедентным публичным протестом таких групп, как прокремлевские интеллектуалы, которые обвиняли "Мемориал" в искажении истории России с целью подорвать русский патриотизм. В статье 9 декабря в издании "Русский журнал" Глеб Павловский, прокремлевский политолог, осудил "Мемориал" за "неудачное покушение на политическую память", и пожаловался, что Россия уязвима перед "иностранными" концепциями ее истории.

"Россия, не имея собственной политики памяти, стала беззащитным и безопасным экраном диффамационных проекций и агрессивных фобий. Не ставшее субъектом своей памяти, русское общество стоит перед угрозой стать объектом чужих проекций и разыгрываемых небезобидных постановок", - сказал он.

Правительство России никогда официально не осуществляло проект по поиску погибших и объявлению массовых захоронений сталинского террора. Во время расцвета террора в 1937-38 гг., по оценкам погибло от 600000 до 2 млн. человек. В отличие от других посткоммунистических стран Европы, которые сами открыли доступ к секретным архивам всем, кто хотел, их увидеть, Россия лишь эпизодически допускала экспертов во внутренние ниши секретных документов служб безопасности.

Сейчас, согласно г-же Флиге, независимо от того что было, открытость сводится на нет, и задача сохранения живой памяти перешла к частным группам, таким как ее "Мемориал".

""Мемориал" первым открыл историю сталинских репрессий", - говорит Орландо Файгс (Orlando Figes), историк Лондонского университета, который работал с "Мемориалом" по исследованиям для его последней книги "Говорящие шепотом" (The Whisperers) - отчете о частной жизни нескольких семей в годы правления Сталина. "Это не столько потеря временного архива. Большая его часть имеет резервные копии. Это сигнал, чтобы запугать "Мемориал", чтобы запугать общественность. Потому что они зависят от людей, которые приходят добровольно рассказать свои истории"

По мнению г-н Файгса, рейд был призван запугать организацию. "Это сигнал не обязательно согласованных действий, но есть четкие сигналы, исходящие от верхних эшелонов власти, что новый официальный взгляд на эпоху Сталина, как на что-то в основе позитивное, и неофициальные воспоминания, которые противоречат ему, представляют нечто непатриотическое".

Эхо сталинской риторики по-прежнему можно каждый день найти в России, как, например, 14 декабря, когда правительство объявило, что будет стремиться расширить правовое определение государственной измены. На следующий день, ежедневная газета "Коммерсант" опубликовала статью под гневно ироничным заголовком "Измена родине - дело каждого".

В статье сообщалось, что изменения в законе могут быть истолкованы как расширение определения государственной измены, "чтобы охватить всех, кто критикует режим".

Критики говорят, что в России при Владимире Путине, бывшем президенте, а в настоящее время премьер-министре, началась реабилитация диктатора, как попытка свести на нет демократические свободы. Например, документальный фильм в 40 частях, выпущенный в прошлом году, представляет 'обеленный' взгляд на эпоху Сталина, а новый учебник, написанный историком Александром Филипповым, умаляет ужасающее число погибших во время сталинского правления, и описывает Сталина как " эффективного менеджера", без которого Россия не выиграла бы Вторую мировую войну.

В прошлом году на широко освященной встрече с учителями истории г-н Путин дал ясно понять, что российская история должна преподаваться в позитивном свете. Он заявил, что история России "содержит несколько проблематичных страниц. Но они есть и у других государств... Но в истории нашей страны таких страниц меньше, чем у других стран, и они были менее страшными, чем в других странах. Мы не можем позволить кому бы то ни было навязывать нам чувство вины".

Описывая, как борьба за историю пересекается с современной конфронтацией за свободу и гражданские права в России, авторы Дмитрий Фурман и Павел Палажченко недавно писали в московской газете "Независимая газета": "Идеология государственности создала свой 'исторический нарратив'. История России видится как ряд длительных периодов могущества и спокойствия при мощной центральной власти, прерываемых короткими, но страшными периодами хаоса, после которых страна каждый раз восстанавливает сильную власть".

12 жестких дисков 'Мемориала' играют важную роль для любой попытки отказаться от этого тезиса, который становится все больше распространенным в правительстве и интеллектуальных кругах в России. Яна Хоулетт, которая преподает историю в Кембриджском университете в Великобритании, принимала участие в конференции памяти Сталина 5 декабря. Она сказала: "На конференции было реальное чувство, что мы говорили не только о Сталине, мы говорили о том, что сегодня тридцатые года снова вернулись".

Миллионы погибших

Иосиф Сталин, один из самых кровавых диктаторов в истории, правил в Советском Союзе с 1922 по 1953 гг. Он руководил коллективизацией сельского хозяйства и массовой индустриализаций, которые привели к огромным успехам в советской индустрии, но огромной ценой человеческих страданий.

Он истребил миллионы во времена Великого террора 1930-х годов, когда Коммунистическая партия избавлялась от "врагов народа". Точное число его жертв остается спорным, но большинство историков приходят к консенсусу, что это, по меньшей мере, 20 млн.

Сталин привел свой народ к победе над нацистской Германией, после чего Советский Союз расширил свою империю. Многие пожилые россияне с ностальгией оглядываются на время его правления, когда страна была сильной, и преобладал порядок.

________________________________________

Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - materiality

Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей

________________________________________

Сталин проиграл голосование в России ("The Times", Великобритания)

Российские историки перед лицом сталинского прошлого ("Le Temps", Швейцария)

Владимир Путин, борется за патриотизм, переписывая учебники ("The Independent", Великобритания)

Истории от Бузины: Дни рождения Сталина ("Сегодня", Украина)

В учебнике истории России - флирт со Сталиным ("Delfi", Литва)

Сталин - "хороший менеджер" для России ("Le Monde", Франция)