Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российские беды предвещают неприятности США

Обаме не следует демонстрировать знаки расположения диктаторскому Кремлю

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
России грозит особо опасный вариант глобальной рецессии (как минимум), а возможно, и мощный экономический шторм. Вне зависимости от того, насколько плоха будет ситуация в российской экономике, в этой стране неизбежно появятся две масштабные политические тенденции, каждая из которых будет иметь глубокие последствия для внешней политики России

России грозит особо опасный вариант глобальной рецессии (как минимум), а возможно, и мощный экономический шторм. Вне зависимости от того, насколько плоха будет ситуация в российской экономике, в этой стране неизбежно появятся две масштабные политические тенденции, каждая из которых будет иметь глубокие последствия для внешней политики России.

Первая - это рост недовольства действиями правительства, который может привести к политическому кризису. Вторая - укрепление реакционных сил с соответствующим усилением репрессий внутри страны и созданием все новых проблем во внешней политике. Избранный президент Барак Обама и его администрация уже сегодня должны думать о том, как строить отношения с Москвой в условиях существования таких тенденций.

Масштабы и глубина экономических проблем России - а, следовательно, и размах политической нестабильности - будет зависеть главным образом от двух переменных величин. Первая - это масштабы ослабления рубля. Национальная валюта устойчиво теряет свой вес и уже достигла исторического минимума по отношению к евро, несмотря на то, что Центробанк с середины сентября выделил 161 миллиард долларов на ее поддержку. То, что рубль потеряет как минимум 25-30 процентов своей стоимости, не вызывает сомнений. Но очень важный с политической точки зрения вопрос заключается в том, удастся ли обеспечить постепенность его снижения, или ослабление рубля превратится в панический отказ от российской валюты. (В сентябре россияне уже сбросили 160 миллиардов рублей, чтобы купить 6 миллиардов долларов. Это самый высокий уровень спроса на доллар с момента финансового кризиса 1998 года.)

Второй фактор - это цены на нефть. В прошлом году доходы от продажи нефти обеспечили, по меньшей мере, одну пятую часть российского ВВП и половину доходов государства. При цене нефти в 40 долларов за баррель начинается дефицит государственного бюджета в размере 3-4 процентов. В последние восемь лет национальная экономика как зеркало отражала состояние колеблющихся нефтяных цен. Поэтому, если прогнозы роста на 2008 год составляют 7-8 процентов, то на 2009 год их придется понизить в лучшем случае до 1-2 процентов. Вполне возможен и нулевой рост, и даже негативные показатели развития.

Такие затруднения крайне опасны с политической точки зрения для страны, чье население уже привыкло к тому, что его доходы с 2000 года ежегодно растут на 8-10 процентов. Наверняка усилится разочарование, сначала в рядах элиты, а затем и среди всего народа.

Несмотря на снижение уровня бедности с 20 до 14 процентов за последние пять лет, десятки миллионов россиян по-прежнему живут нестабильно. Недавно проведенный опрос показал, что у 37 процентов семей денег хватает только на питание. Безработица и инфляция (повысившаяся по состоянию на ноябрь на 14 процентов в годовом исчислении) вполне могут создать критическую ситуацию, заставив людей выйти на улицы.

Подобное разочарование губительно для любого режима. Но особую тревогу оно вызывает в России, где легитимность всей политической системы основана на популярности одного-единственного человека - Владимира Путина, чьи астрономические рейтинги объясняются в основном относительным экономическим благополучием, достигнутым в период его правления. В предстоящие месяцы эта опасно ненадежная легитимность власти подвергнется суровым испытаниям.

Предвосхитить или, по крайней мере, сдержать неизбежные политические последствия экономического кризиса - это будет лежать в основе еще одной политической тенденции - попыток путинской элиты, сплотившейся вокруг "Газпрома", "Роснефти", государственных корпораций и лояльных промышленных "олигархов", упредить возникновение проблем путем укрепления авторитарной "вертикали власти". Внесение поправок в конституцию, которые дают президенту возможность 12 лет подряд находиться на посту, говорит о том, что данная стратегия уже претворяется в жизнь. Эта поправка была принята в ноябре за три недели подавляющим большинством обеих палат Федерального Собрания, и менее чем за месяц ее ратифицировали все 83 региональных парламента. А вчера это изменение подписал Дмитрий Медведев, и оно стало законом.

По Москве ходят слухи о возможном сценарии развития событий, в соответствии с которым Медведев возьмет на себя всю ответственность за кризис и подаст в отставку, чтобы освободить место в Кремле для нынешнего премьера и главного смотрителя страны Путина, которого вновь изберут на президентский пост вскоре после ухода Медведева.

В представленном 12 декабря в Думу законопроекте расширяется понятие государственной измены, которая будет теперь караться лишением свободы на срок до 20 лет. Теперь измена толкуется и как "действия, нацеленные на создание угрозы безопасности конституционному строю, суверенитету и территориальной целостности" России. В тот же день парламент проголосовал за лишение права на суд присяжных тех людей, которых обвиняют в государственной измене. Та жестокость, с которой отряды ОМОН (милиция по охране общественного порядка), 20 декабря нападали на демонстрантов, журналистов и случайных прохожих во Владивостоке, может оказаться прелюдией будущих репрессий.

Наступление реакции будет также означать продолжение и усиление и без того непрекращающейся оглушительной пропаганды, рисующей Россию в качестве "осажденной крепости", которую снаружи окружают всяческие враги во главе с США, а изнутри расшатывает "пятая колонна" демократической политической оппозиции. По словам одного из самых проницательных независимых обозревателей, отважной Юлии Латыниной, яростный антиамериканизм, ставший основой внутренней политической стратегии правящего режима, вполне может перерасти в полномасштабную "истерию".

Главный урок, который следует вынести из взаимодействия Джорджа Буша с Россией, состоит в следующем. На приоритеты внешней политики Кремля в гораздо большей степени влияет меняющаяся идеология и внутренние политические задачи правителей России, нежели действия (или бездействие) США. (Именно поэтому выход США из Договора по ПРО был воспринят Россией в 2002 году довольно спокойно, а планы Вашингтона по созданию зачаточной системы противоракетной обороны вызвали в 2007 году мощную ярость у Москвы.) Если реакция внутри страны продолжит свое наступление, Кремль будет по-прежнему проводить жесткую или явно агрессивную внешнюю политику возрождения и возмездия, нацеленную, среди прочего, на отвлечение внимания общества от внутренних репрессий и на их оправдание. Возврат геополитических активов, утраченных с распадом Советского Союза, особенно на территории бывшего СССР, останется основополагающей целью Москвы.

Белому Дому во главе с Обамой в 2009 году придется идти по трудной и узкой тропе во взаимоотношениях с Россией. Он будет вынужден лавировать между взаимодействием с Москвой по вызывающим общую обеспокоенность ключевым вопросам (Иран, ПРО, нераспространение оружия массового уничтожения, терроризм) и более широкой стратегической целью содействия демократической стабилизации в России.

Но неважно, что говорят на публике кремлевские лидеры и их пропагандистские марионетки. Все, что будет истолковано как одобрение или просто знак уважения со стороны Америки, и, прежде всего, со стороны ее президента, даст мощный толчок усилению популярности и легитимности российских властей. Поэтому естественное, буквально диктуемое правилами протокола стремление новой администрации проявлять благорасположение следует уравновешивать твердой поддержкой политической и экономической либерализации в России. Бросать дипломатический спасательный круг режиму, который отказывается следовать таким путем, чтобы выйти из лабиринта кризиса, - это противоречит и американским, и российским долговременным интересам.

Леон Арон - директор российских исследований Института американского предпринимательства (American Enterprise Institute). Его последняя книга называется "Российская революция: очерки 1989-2007" ("Russia's Revolution: Essays 1989-2007").

________________________________

Не надо задабривать Россию ("The Washington Times", США)

Обама еще не видел душу Путина ("Le Monde", Франция)

Пять принципов выстраивания отношений с параноидальной путинократией ("Forbes", США)

Медведь рычит на Обаму - но тихо ("The Guardian", Великобритания)

Запад сбивается в стаю против России ("Japan Times", Япония)

* * * * * * * * * * * * * * *

"С Новым годом, идиоты!" (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Узурпаторы России (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Или все-таки это намеренная ложь и пропаганда? (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Письмо Саддама на волю (Общественная палата читателей ИноСМИ)