Российская экономика рушится, а первое лицо в стране думает о собственных интересах
Пока западные правительства лихорадочно пытаются обуздать экономический спад, Владимир Путин, чью страну нынешние потрясения затронули сильнее, чем большинство других государств, реализует собственную антикризисную стратегию. Различие, однако, заключается в том, что действия Кремля направлены на спасение одного человека, - самого г-на Путина - и акцент делается не столько на монетарные инструменты, сколько на политические репрессии.
Если США и Евросоюз последние два месяца разрабатывали программы чрезвычайной финансовой помощи экономике, то путинский марионеточный президент и послушный парламент в этот же период торопливо 'проштамповали' новую конституционную поправку, увеличивающую срок пребывания главы государства в должности с четырех до шести лет. Подписав на этой неделе соответствующий закон, президент Дмитрий Медведев, возможно, поставил крест на собственном политическом будущем. Как утверждают российские аналитики, цель этих изменений - позволить Путину, чей второй четырехлетний президентский срок закончился прошедшей весной, снова занять пост главы государства, теперь уже на 12 лет. Некоторые считают, что в ближайшем будущем Медведева могут вынудить подать в отставку, чтобы Путин вернулся в президентское кресло до того, как россияне в полной мере ощутят на себе последствие неудержимого падения нефтяных доходов, обесценивания национальной валюты и массового бегства капиталов.
Другой 'антикризисный' законопроект, ожидающий медведевской подписи, предусматривает отмену участия присяжных в судебных процессах по обвинениям в терроризме и государственной измене. Подобные обвинения - излюбленный инструмент аппаратчиков из тайной полиции, окружающих Путина, бывшего оперативника КГБ; судьи, назначенные Кремлем, с куда большей вероятностью, чем простые граждане России, будут выносить по таким делам обвинительные приговоры. Третья инициатива, которая вскоре будет рассматриваться парламентом, призвана расширить юридическое толкование государственной измены и шпионской деятельности. В будущем каждый, кто предпринимает 'действия, ставящие под угрозу конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность России', может получить до 20 лет тюрьмы. Эксперты-юристы утверждают, что подобное обвинение может быть предъявлено критикам Путина, вступающим в контакт с иностранными журналистами и неправительственными организациями.
Что же касается самого экономического кризиса, то Путин неоднократно предостерегал российские СМИ, чтобы те воздерживались от обсуждения этой темы. Так, несколько дней назад он призвал журналистов 'не нагнетать страхи и тем более какую-то истерию. У нас нет для этого оснований'. В результате многие россияне, возможно, имеют лишь смутное представление о том, что российский фондовый рынок в прошлом году обвалился на 70 с лишним процентов, что с августа инвесторы вывели из страны капиталы на общую сумму в 190 миллиардов долларов, а госбюджет в 2009 г. будет сведен с дефицитом из-за резкого снижения цен на нефть. 'Ситуация сложная, но она далеко не безвыходная, и мы знаем что нужно с этим делать', - заявляет Путин. На деле же его правительство не делает ничего существенного для спасения народного хозяйства, которому нынешняя власть придала чрезмерную зависимость от нефтегазового экспорта. Однако о будущем самого Путина оно заботится изо всех сил - и гарантирует, что от каждого, кто встанет у него на дороге, можно будет без промедления избавиться.
_________________________________
Российские беды предвещают неприятности США ("The Wall Street Journal", США)
Нефтяные чародеи ("The Wall Street Journal", США)
Российская экономика: Путин держит оборону ("The Financial Times", Великобритания)
Россию беспокоит брожение в обществе ("Forbes", США)
Антикризисная помощь? Не за наш счет ("Investor's Business Daily", США)
Кризис проверяет путиномику на прочность ("The Moscow Times", Россия)