Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европейский Союз, пусть и запоздало, открывает глаза на тот факт, что российско-украинский газовый спор - это не просто вопрос двусторонних отношений Киева и Москвы. И, в общем-то, уже пора. Союз тянет с конкретными мерами прежде всего из-за нежелания раздражать Москву, которой нужна свобода рук, чтобы заламывать их Киеву. Но сейчас, когда объем поставок сократился даже в пророссийски настроенной Германии, приоритеты должны поменяться, в том числе и приоритеты самого Берлина

Итак, Европейский Союз, пусть и запоздало, открывает глаза на тот факт, что российско-украинский газовый спор - это не просто вопрос двусторонних отношений Киева и Москвы. И даже если Брюссель пока предпочел бы, чтобы стороны сами прекратили ссору, уже рассматривается возможность 'чрезвычайных мер' - созыва трехстороннего саммита ЕС-Россия-Украина.

И, в общем-то, уже пора. Во вторник территория, на которой срываются поставки российского газа, идущего через Украину, распространилась со стран Восточной Европы на Германию, государство с самой крупной экономикой в Евросоюзе. Власти Словакии уже готовятся объявить чрезвычайное положение; о резком сокращении объемов поставок сообщается и в других восточноевропейских странах. Что это, если не энергетический кризис всесоюзного масштаба?

Союз тянет с конкретными мерами прежде всего из-за нежелания раздражать Москву, которой нужна свобода рук, чтобы заламывать их Киеву. Но сейчас, когда объем поставок сократился даже в пророссийски настроенной Германии, приоритеты должны поменяться, в том числе и приоритеты самого Берлина.

Во-первых, Брюссель должен четко заявить Москве, что риски, связанные с такими спорами, вредят отношениям между Россией и ЕС. Российский государственный газовый гигант 'Газпром' всегда добивается своего в отношениях с клиентами из ЕС, поскольку от него Союз получает больше газа, чем от любого другого поставщика. Но не все козыри в его руках: он настолько же зависит от доходов, получаемых с ЕС, как ЕС зависит от газпромовского газа. Кроме того, цены на газ в этом году наверняка сильно упадут вслед за ценами на нефть - 'Газпрому' становится все сложнее финансировать свои гигантские инвестиционные программы. Поэтому от тесного сотрудничества между ЕС и Россией зависит само будущее компании.

Во-вторых, ЕС должен напомнить Киеву, что газовый скандал подпитывается его же внутренними политическими скандалами, что дает России возможности для вмешательства.

В-третьих, Брюссель должен заставить обе стороны выполнить согласованные в прошлом году планы по заключению прозрачных контрактов, в которых цены на газ были бы, как и у всех клиентов 'Газпрома' в ЕС, привязаны к ценам на нефть. От непонятных посредников надо избавляться. Если для Украины это выльется в некоторое повышение цены, что ж - Киеву придется потерпеть. Это цена, которую стоит заплатить за усиление политической независимости от Москвы.

И, наконец, Союз должен найти способ проявлять солидарность в энергетических вопросах. До тех пор, пока крупные страны во главе с Германией по-тихому заключают с Россией двусторонние сделки, малые страны Восточной Европы, которые сильнее зависят от 'Газпрома', не будут чувствовать себя спокойно. Общесоюзный 'картель покупателей' никому не нужен - это будет явный подкоп под принцип либерализации энергетического рынка. Но усиление сотрудничества в отношениях с 'Газпромом' пошлет ему мощный сигнал: если Союз говорит, что вступает от лица всех своих членов, то так оно и есть.

________________________________________

Сибирский газ и холодный пот Европы ("Le Temps", Швейцария)

Страдают доверие, надежность и долгосрочная репутация ("The Times", Великобритания)

Последний сезон театра алчности и власти ("The Financial Times", Великобритания)