Жесткое противостояние между Россией и Украиной начало приводить к серьезным срывам поставок газа в несколько стран Европейского Союза. Румыния потеряла 75 процентов причитающегося ей объема; в Болгарии запасов газа хватит лишь на несколько дней; Словакия готовится объявить чрезвычайное положение. Свое слово уже сказала Еврокомиссия, выступив с резким осуждением ситуации. Но если кому-то кажется, что сегодня повторяется ситуация трехлетней давности, когда международное сообщество осудило Россию за прекращение поставки газа Украине, то это не совсем так; на дворе 2009 год, а не 2006-й.
Во-первых, в этот раз в споре не так проявляется политическая составляющая, и не только потому, что Россия и ее государственный газовый гигант 'Газпром' гораздо лучше отработали свои пиаровские задачи. Здесь речь идет больше о коммерческом споре между компаниями о плате за газ. 'Газпром' требует денег, которые, по его словам, должна украинская газовая компания 'Нафтогаз'. Украина заявляет, что деньги заплачены, но сумма остается спорной - как и цены будущих поставок. Газ Украине был отключен еще в первый день нового года.
Второе отличие 2009 года от 2006-го - падающие цены на энергоносители. Три года назад, когда они росли, больше всех выгод от роста получала Россия - рубль укреплялся, профициты бюджета следовали один за другим. Но глобальный кредитный кризис обернул этот процесс вспять, и чисто из коммерческих соображений 'Газпром', даже если бы хотел - а он явно не хочет, - больше не может давать Украине какие-либо льготы: ему нужны живые деньги. К тому же, Украина, как независимое государство, в любом случае должна когда-нибудь начать платить за газ, как большинство остальных клиентов 'Газпрома', по рыночным ценам.
Изменились и настроения в других странах. Несколько украинских правительств одно за другим были ослаблены внутренней борьбой; политический капитал, созданный 'оранжевой революцией', быстро испаряется. Да, переговоры с 'Газпромом' - неприятное дело, но, перекрывая поток транзитного газа, проходящий по ее территории, Украина, по сути, стремится взять за горло и российскую компанию, и других клиентов 'Газпрома'.
Не исключено, что в Киеве рассчитывают, что ЕС запаникует и примчится на помощь - может быть, даже выступит от лица Украины на дальнейших переговорах с 'Газпромом'. Но, учитывая, что украинской экономике тоже приходится несладко, и ей тоже нужны живые деньги от транзитных платежей, эта логика не очень понятна.
Впрочем, пусть даже обстоятельства дела и усложнились три года спустя, тем странам Европы, которые зависят от импорта газа, приходится, увы, заново заучивать тот же самый урок: в Европейском Союзе почти все страны в энергетическом отношении несамодостаточны; значит, надо диверсифицироваться, и как можно скорее.
У большинства стран Западной Европы и Турции, по крайней мере, есть другие газопроводы, которые не пересекают Украину; но многие государства бывшего советского блока оказались в ловушке. Уже строятся новые газопроводы - 'Северный поток' по дну Балтики и 'Южный поток' по дну Черного моря, - но после их пуска большая часть Европы все равно будет уязвима, поскольку поставщик останется один - Россия, и она сможет крутить ими как хочет. Что же касается газопровода Nabucco, который в обход России должен был идти через Грузию, то летняя война поставила под вопрос его безопасность.
Великобритания напрямую пока не затронута нынешним газовым спором; но и ей вскоре придется привыкнуть к импорту энергоносителей, сокращать потребление и увеличивать объемы газовых хранилищ. Но первое, что необходимо прямо сейчас - это нейтральная процедура разрешения споров, которая могла бы 'успокоить' ситуацию, сложившуюся между Россией и Украиной. Если этого не будет, то циклы запугивания с последующим отключением будут повторяться в ЕС снова и снова.
________________________________________
Сибирский газ и холодный пот Европы ("Le Temps", Швейцария)
Страдают доверие, надежность и долгосрочная репутация ("The Times", Великобритания)
Последний сезон театра алчности и власти ("The Financial Times", Великобритания)