Это было время показного богатства, когда в мгновение ока делались огромные состояния; когда люди из самых неожиданных мест становились самыми богатыми людьми мира; когда индийский стальной магнат мог купить самый дорогой дом Лондона; когда с головокружительной скоростью росла экономика Китая, породив класс сверхбогатых людей; когда трейдеры с Уолл-стрит клали в карман миллиарды долларов; когда обычные люди, включаясь в спекуляцию недвижимостью, становились миллионерами.
Это был бум, которому, казалось, не будет конца. Но веселье кончилось. . . Смотрите ИноTV
'КОГДА ОБАНКРОТИЛСЯ МИР'
* * *
Подпитывали этот бум банки, которые из кожи вон лезли, лишь бы раздать побольше кредитов. Кредиты получали даже люди с плохой кредитной историей или вовсе таковой не имеющие - то есть заемщики, которые, скорее всего, не смогут своевременно выплачивать все проценты по взятому кредиту - даже ипотечному. Такую ипотеку и назвали 'субстандартной' (subprime), то есть более рискованной, чем обычная - и для должника, и для заимодавца.
Пузырь все надувался, а всем казалось, что проигравших в этой схеме просто нет. Недвижимость была 'железобетонным' вложением для тех, кто хотел быстро разбогатеть - и народ начал обращаться со своими домами как с банкоматами: они брали под растущую цену домов все новые кредиты, которые тратились 'просто на жизнь'.
Рекордное число американцев потеряли свои дома, а банки остались с массой невозвратных, или 'ядовитых', долгов. Самое плохое было то, что банки не могли даже точно рассчитать, сколько потеряли - потому что субстандартные долговые бумаги зачастую продавались единым пакетом с другими, менее рискованными, кредитами. Банки продавали их на Уолл-стрит, а трейдеры перепродавали. В результате никто уже не мог отличить хороший кредит от плохого. Банки стали бояться выдавать 'хорошие' деньги под 'плохие' бумаги - и перестали давать в долг даже друг другу. Схлопнулась вся глобальная финансовая система. Это явление и назвали 'кредитным сжатием' (credit crunch). К сентябрю 2007 года у банков, которые не могли выжить, не занимая деньги у других банков, дела были уже откровенно плохи.
Lehman Brothers был одним из самых уважаемых банков на Уолл-стрит. Правительство могло бы спасти Lehman Brothers, как оно спасло Bear Stearns. Но было принято другое решение: этому банку дали упасть. Lehman объявил о банкротстве в понедельник. В среду на коленях оказались уже и Morgan Stanley, и Goldman Sachs. Понадобилась всего неделя, чтобы от бизнес-модели 'чисто инвестиционного' банка ничего не осталось.
Джим Эйнджел, научный сотрудник, Джорджтаунский университет: Ситуация вышла из-под контроля. Начали происходить вещи, которых никто не ожидал. Именно тогда мы увидели это жалкое зрелище: министр финансов США, бросающийся такими словами, как 'неизведанная территория' или 'беспрецедентно'. 'Американская экономика столкнулась с беспрецедентными проблемами, и ответом на это будут беспрецедентные меры'? В переводе это значит: 'Мы не ведаем, что творим'.
Скид-роу - один из печально известных центральных районов Лос-Анджелеса. Здесь на улице живут тысячи людей. Но каждый день кого-нибудь еще выгоняют из дому. Каждый день еще кого-нибудь из 'обычных людей' выбрасывают на улицу.
Колин Какиза, сотрудник Союза 'Миссия спасения': Мы впервые наблюдаем волну полных семей, в полном составе - муж, жена, дети - которые вынуждены покидать свои дома - а это обычно дом на три спальни с гаражом на две машины. Вот наша обычная комната. У нас это называется 'семейные апартаменты'. Мы даем все, вплоть до постельного белья. Вот здесь встают две двухъярусные кровати, то есть четверым людям есть где спать, и между ними еще можно поставить кушетки. В идеале в каждой такой комнате можно разместить человек шесть. Тесновато, конечно, но в ситуации, когда у вас нет вообще никакого жилья, и это - настоящая роскошь.
- - - США - - -
Биляль Далати, риэлтор: Калифорния недаром зовется 'Золотым штатом': здесь хотят жить все. В какой-то момент мы увидели: вверх идти уже просто некуда. Все, время продавать. И угадайте что? Мы снова ошиблись, недвижимость все равно продолжала расти в цене. Народ просто обезумел, скупали все, что не двигалось. Знаете, как было? Выставляешь дом на продажу - и он уходит буквально за шесть часов. Иногда за час можно было получить три-четыре предложения.
Люди покупали дома, которые им были явно не по карману, и все об этом знали. Но кому какое дело? цена недвижимости росла, эти люди становились все богаче, и все были довольны. Анахайм считался у нас самым лучшим местом на Земле. Потому что - вот видите этот участок? Я продал его с домом за 300 тысяч. А потом - и недели не прошло - его купил другой риэлтор, уже за 400 тысяч - и что он сделал? выставил его на продажу за 500 тысяч.
|
Йон Даниэльссон, преподаватель, Лондонская школа экономики: Те, кто получает выгоды от какого-либо бума - у них хорошая работа, красивые машины, большие дома, - они начинают верить в то, что все это - это и есть 'по-настоящему', и они даже видеть не хотят ничего другого. Это заложено в самой природе человека. И даже когда ни горизонте появляются тучки, люди старательно отводят глаза и предпочитают веселиться, пока веселье не кончилось. Биляль Далати: Сейчас в основном свою комиссию мы получаем за работу с документами: изучаем, смотрим, не нарушался ли закон брокером, который писал договор, или банком, который его акцептовал; потом вступаем в переговоры с банками и помогаем людям сохранить свои дома. А ведь люди верили: верили в свободу и финансовую стабильность - стабильность, которую дает эта страна: В этом никто не сомневался. Но, к сожалению, нас всех одурачили. Да.
|
- - - Исландия - - -
Исландию традиционно представляют именно такой, с суровой, чистой красотой ледовых фиордов; с вершинами вулканов, покрытыми снегом. Многие поколения исландцев жили здесь, питаясь дарами земли и моря. Их экономика держалась на плаву за счет сельского хозяйства и рыболовства. Но в последние годы дух викингов дал себя знать, и Исландия решила завоевать мир - мир финансов. Плоды этих завоеваний сделали Исландию одной из самых богатых стран мира. Год назад ООН признала Исландию самой комфортной для жизни страной в мире. . .
Гейр Хаарде, премьер-министр Исландии: Я, лично я, сейчас вытаскиваю эту страну из кризиса, и я не буду убегать. Я понимаю чувства людей, выходящих на акции протеста; это и есть живая демократия. Мы уважаем это и ничего не имеем против участия людей в мирных демонстрациях. Мы проведем расследование, определим, что произошло, кто в этом виноват, и я уверен, что, когда выйдет соответствующий доклад, никто не уйдет от ответственности.
Никто не предвидел глобального экономического кризиса. К нему никто не был готов - ни Великобритания, ни США, ни Европа. И уж не наше правительство в этом виновато.
|
Сверрир Олафсон, художник: 'Сегодня у тебя есть все, но приходит завтра, и все это исчезает. И ты просто не знаешь, будет ли у тебя будущее вообще. Вот и все, с чем я остался после шестидесяти лет тяжелого труда. Все кончено, у меня больше ничего нет. Каждый день я думаю, что делать - стараться подняться и жить дальше или пойти утопиться в океане. Я просто не могу понять, что делать дальше. Это ужасно. Я не могу дальше жить: У меня нечего есть, мне нечем обогреться, воды нет, канализации нет - нет ни-че-го. И все это пропало за один день. Я не могу простить этих людей. Мой друг умер на моих глазах - я показывал Вам фотографии своих друзей, они убили себя из-за этого. В соседней машине живет мой друг, он тоже все потерял. Все, что он хотел оставить детям. Все, что я хотел оставить детям - все ведь погибло. . . Йон Даниэльссон: Банковская система была нездорова, правительство не контролировало ситуацию - об этом говорят все информационные материалы различных агентств и банков. Признаки кризиса были ясно видны, просто правительство до определенного момента предпочитало их не замечать. Годрур Торфасон, организатор акций протеста в Исландии: Почему они не уйдут в отставку? Ясно же сказано: более 70 процентов населения хочет, чтобы они это сделали. Но они лишь твердят: нет, мы останемся. Это: это просто оскорбительно. Мы вообще - люди очень спокойные, это, наверное, из-за природы. Мы - молчаливый народ и тяжелы на подъем. Нам нужно много времени, чтобы разозлиться. Но гнев уже растет. Многие говорят: если результата не будет, и немедленно, то я буду действовать сам. А это значит, что будут гореть дома, машины и все остальное.
|
__________________________________________________
Смотрите также:
Магнитогорск@ИноTV: "Половина домен остановлена. Люди покупают только хлеб и молоко..." ("BBC World", Великобритания)
Мир без США@ИноTV: 'Кто, если не Америка?' ("PBS", США)
Техас@ИноTV: "Буш принимает решение - и стоит на своем. Настоящий мужчина' ("Al Jazeera", Арабская пресса)