Уже многие годы хроническим состоянием украинской политики остается междоусобица. Есть версия — озвучиваемая в основном снаружи, — что это хорошо, поскольку такая борьба — неотъемлемая часть демократического процесса. Внутри Украины многие придерживаются другого, отнюдь не такого веселого, взгляда на вещи — они считают, что это признак некомпетентности и незрелости элиты.
С зимы 2004-2005 годов, времени 'оранжевой революции', украинская политика превратилась из героической сначала в мелодраматическую, затем в трагикомическую, в комическую, и наконец дошла до стадии фарса. Недавно на Украине вышло юмористическое шоу, в котором политику сравнивали с партией в шахматы, где белый король первым же ходом убирает с доски белую же королеву.
До недавнего времени простые граждане обращали мало внимания на повороты сюжета в этой партии — тем более что чем меньше у политиков оставалось времени на вмешательство в экономику, тем лучше она себя чувствовала. Однако все изменил финансовый кризис. Украина пострадала от него больше, чем другие развивающиеся рынки. В ноябре объем ВВП по сравнению с ноябрем предыдущего года сократился более чем на 14 процентов, объем промышленного производства упал вдвое. Гривна потеряла половину своей стоимости по отношению к доллару. А центральный банк вел себя столь непоследовательно, что в его адрес начали раздаваться самые разные обвинения — от коррупции до безумия. Людей увольняют с работы десятками тысяч, в особенности на промышленном юго-востоке, а рост безработицы — прекрасная подпитка и для преступности, и для уличных протестов.
И в довершение всего — Россия уже традиционно поздравила Украину с Новым Годом угрозой отключения газа с 1 января, если Украина не заплатит газовый долг в 2 миллиарда долларов. Кроме того, Россия, несмотря на снижение цен на нефть, хочет более чем в два раза повысить цену на газ. Украина была готова к этому ежегодно повторяющемуся противостоянию и за предыдущие месяцы закачала в хранилища достаточно газа, чтобы продержаться до конца зимы; снижению потребления газа поспособствует и падение промышленного производства. Но скандал с Россией — это совсем не то, что сейчас нужно Украине.
Если и есть на Украине политик, у которого есть возможность 'оседлать' волну нынешней социальной напряженности, то это лидер Партии Регионов Виктор Янукович, которого поддерживает в основном русскоговорящий юго-восток страны. Несмотря на то, что он — лидер крупнейшей партии в парламенте, официально он в оппозиции. Но премьер-министр Юлия Тимошенко тоже не намерена сдаваться. Нашему корреспонденту она заявила:
— Я призвала все политические силы Украины объединиться перед лицом кризиса.
Но украинские политики, как всегда, объединяться не спешат. Собственно, главный противник Тимошенко — это вовсе не Янукович, а ее бывший союзник по 'оранжевой революции' президент Виктор Ющенко. Дошло до абсурда: Ющенко старается заблокировать работу кабинета министров, половину которых он подбирал сам. С 2007 года, когда Тимошенко повторно заняла премьерский пост, президент сделал ее работу практически невозможной. С другой стороны, Тимошенко и сама — популист со стажем, и она также делала обещания, выполнение которых украинскому государству совсем не по карману.
Несколько месяцев назад Ющенко попытался распустить парламент и объявить досрочные выборы. В течение нескольких недель у парламента не было спикера, из-за чего провести какой бы то ни было закон стало проблематично (впрочем, одно, по крайней мере, было сделано: парламент собрался и утвердил пакет чрезвычайных мер в поддержку получения кредита МВФ на 16,4 миллиарда долларов). В ответ Тимошенко попыталась загнать Ющенко в угол, объединившись с Януковичем. Эта идея не понравилась кое-кому из тех, кто финансирует Януковича, и она пошла другим путем — переманила на свою сторону несколько сторонников самого Ющенко и сформировала новую коалицию, включив туда маленькую партию Владимира Литвина. Литвин был спикером парламента до 'оранжевой революции' — и вот так он снова вернулся в свое бывшее кресло.
По словам Юлии Мостовой, главного редактора политического еженедельника 'Зеркало недели', эта коалиция слаба и нестабильна. Одно из базовых соглашений, на которых она основана — всячески избегать любых выборов до начала 2010 года, когда Украине придет время выбирать нового президента. Тимошенко планирует побороться за президентский пост; о Ющенко, рейтинг популярности которого уже ниже 10 процентов, она говорит, что 'на его месте никаких выборов бы больше не устраивала'.
Как считает экс-министр обороны Украины Анатолий Гриценко, политики должны прекратить склоки, потому что 'над страной повисло экономическое цунами'.
— О том, кто станет президентом, [политики должны] думать в последнюю очередь. Можно стать президентом, но страну получить в развалинах. © The Economist Newspaper Limited 2008
____________________________________________
Разброд и страдание ("The Financial Times", Великобритания)
Оранжевое воссоединение на Украине или часть российского плана? ("Stratfor", США)
Украина между политическим параличом и экономическими проблемами ("Le Monde", Франция)