Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружил и перевел наш читатель Gerolf, за что мы ему крайне признательны
___________________________________________
Через несколько дней (или недель) газ из России, конечно, начнет снова поступать в обычном порядке. В условиях сегодняшнего экономического кризиса, который особенно тяжело затронул именно Россию, доходы от продажи газа так же жизненно важны для российского государства, как для европейцев хорошо отапливаемые квартиры и дома в суровую зиму. Однако нельзя исключить и то, что для путинского Газпромистана важно, чтобы мы еще пару дней (а может, и недель) хорошенько прочувствовали нехватку газа. Пусть это прозвучит жестко, но запросто может случиться, что в Болгарии или Румынии кто-то замерзнет насмерть, и еще несколько стран вслед за Словакией объявят о введении чрезвычайной ситуации. Нельзя даже исключить, что в отдельных странах остановятся ключевые промышленные предприятия. Ведь Россия и 'Газпром' должны заставить Европу почувствовать, что это такое - нехватка газа. И суровые зимние дни подходят для этого просто идеально.
Так же как и в случае с российско-грузинским конфликтом летом прошлого года, первоочередная цель сегодняшнего газового спора с Украиной - то, как он будет интерпретирован в Западной Европе, какие выводы будут из него сделаны в соответствии с 'победившей интерпретацией'. На кон при этом поставлено многое. В случае с Грузией речь шла о том, чтобы выставить это государство режимом, управляемым неуравновешенными людьми с лабильной психикой, а территорию в целом - нестабильным регионом, раздираемым конфликтами с меньшинствами и сепаратистами. Преследовалась очевидная цель - было необходимо, чтобы Запад передумал проводить через Грузию в Западную Европу стратегически важный газопровод Nabucco и предпочел 'безопасные маршруты' через российскую территорию, под Черным (South stream) и Балтийским (Nord stream) морями.
А сейчас Россия хочет изобразить Украину виновницей кризиса и ненадежным партнером. Конечная же цель - превратить Украину из стратегически ключевого транзитного государства в конечного получателя российского газа, что де-факто означает ее возврат в российскую сферу влияния.
В игре есть два новых элемента. Во-первых, многое указывает на то, что собственная интерпретация агрессии по отношению к Грузии России не слишком удалась, и Запад просто копит силы для крупных совместных инвестиций в газопровод Nabucco. Вице-премьер Александр Вондра даже назвал строительство Nabucco одной из приоритетных задач на период председательства Чехии в Евросоюзе и отметил, что с большой долей вероятности удастся начать этот проект. При этом совершенно ясно, что появиться может либо Nabucco - либо российско-итальянский South stream.
Другой новый элемент - мировой финансовый кризис и падение цен на энергоносители. Оба российских проекта газопроводов (один под Балтийским, другой под Черным морем) - чрезвычайно дорогостоящи и технологически сложны, и западные инвесторы, выступающие партнерами России, могут начать колебаться, стоит ли им вообще в них участвовать вместе с финансово ослабленной Россией.
В этой войне интерпретаций речь идет, прежде всего, о том, какие выводы из сегодняшнего кризиса сделают ключевые торговые партнеры России, такие как Германия (инвестор Nord stream) и Италия (инвестор South stream). Однако позиция, которую займут Чехия, Румыния, Болгария, тоже сыграет свою роль.
Конечно, журналист, в отличие от политика, может называть вещи своими именами. Правительство же должно обеспечить, чтобы людям зимой было тепло, и, естественно, в этой 'зимней войне нервов' правительства центральноевропейских стран (в том числе, и наше) идут по пути наименьшего сопротивления. Министр Мартин Ржиман говорит по этому поводу, что мы стали 'жертвами ссор России и Украины'. Министр иностранных дел Польши Радек Сикорский, со своей стороны, убежден, что конфликт в целом не следует 'интерпретировать только как белое и черное'. Однако именно такая интерпретация, по-видимому, скорее удовлетворит Россию. Понятно, что в данный момент министры не могут себе позволить вызвать раздражение России, поскольку необходимо, чтобы газовые краны были открыты как можно скорее.
Однако важно, прежде всего, то, какая интерпретация событий перевесит в долгосрочной перспективе, а какая послужит аргументом в вопросе стратегических инвестиций. Уже сейчас очевидно, что в будущем войны и борьба за влияние будут вестись не самолетами, танками и ракетами, а трубами и газовыми вентилями, в диспетчерских и распределительных станциях.
P.S. На газовой торговле между Россией и Украиной наживаются, разумеется, теневые структуры. А Россия никогда не была заинтересована в том, чтобы хоть как-то распутать их запутанные схемы. Россия никогда не была государством, требующим полной прозрачности.
_________________________________
Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Gerolf
Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей.
______________________________________
Зимняя газовая война ("The Wall Street Journal", США)
ЕС - заложник Украины и, потенциально, Беларуси ("The Independent", Великобритания)
Разбудили спящего медведя, вот и стал он лес разорять ("Le Monde", Франция)
Нельзя скармливать украинцев русскому крокодилу ("The Weekly Standard", США)
* * * * * * * * * * * * * * * *
На вопросы отвечает главВред? (Общественная палата читателей ИноСМИ)
"Малороссы", "хохлы", "украинцы" (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Геббельс позеленел бы от зависти (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Предсказания Распутина (Общественная палата читателей ИноСМИ)