Пока нет, но все может измениться, если безработица и брожение в обществе будут и дальше расти
Глядя на Владимира Путина, трудно не прийти к выводу: перед нами могущественный человек, и он это хорошо осознает. Но возможно, для властного российского премьера скоро все изменится.
Недавние демонстрации российских граждан говорят о нарастающем в стране недовольстве, и это, как некоторые считают, могут обернуться тем, что еще недавно казалось немыслимым: ослаблением влияния самого авторитетного и популярного лидера. В декабре прошлого года полиция с неожиданной жестокостью разогнала демонстрантов в городе Владивостоке на северо-востоке страны, избив дубинками и арестовав десятки людей, протестовавших против повышения пошлин на иномарки, чреватого большим ущербом для региона, специализирующегося на продаже и обслуживании этих автомобилей. С тех пор в самых разных регионах России прошел ряд акций протеста меньшего масштаба, и, по мнению геополитического научного центра Oxford Analytica, народные выступления скорее всего продолжатся.
Пока что заоблачный рейтинг популярности Путина не снизился, и никто из политической элиты страны не покинул ряды его сторонников.
Однако по мнению доктора Лилии Шевцовой (Lilia Shevtsova), сотрудницы британского Королевского института международных отношений, ситуация может измениться уже в ближайшие два-три месяца - когда россияне почувствуют на себе последствия роста безработицы и перестанут воспринимать экономические неурядицы в России исключительно как следствие американского ипотечного кризиса. 'Отчасти путинская популярность всегда была связана с экономической ситуацией и высокими нефтяными ценами. Как только в этой сфере положение начнет ухудшаться, его популярности конец', - поясняет она.
По мнению Шевцовой, по мере того, как безработица будет увеличиваться, губернаторы и региональные лидеры, стоящие на 'передовой линии' кремлевской бюрократии, возможно, начнут требовать перемен: 'Если элита увидит, что Путин больше не пользуется тотальной популярностью в российском обществе, она начнет поиски нового лидера'.
Трудно не обратить внимания на необычайные потери, которые понес в 2008 г. российский фондовый рынок. Если американский Промышленный индекс Доу Джонса снизился на 33,8%, а бразильский Bovespa Index - наl 41,2%, то российский индекс РТС, исчисляемый в долларах, за прошлый год просел на 72%. (Это один из худших показателей в мире, за исключением разве что исландского индекса OMX 15, обвалившегося на невероятные 94,4%.) Одновременно рубль подешевел на 15% по отношению к 'корзине' евро-доллар, и Кремль потратил четвертую часть своих валютных резервов на попытки его поддержать.
И хотя в целом Россия сегодня находится в лучшем положении, чем во время финансового кризиса 1998 г., трудящиеся, лишившись работы, рискуют гораздо больше, ведь многие из них в последние годы пользовались дешевыми кредитами для приобретения домов, машин и бытовой техники.
В пользу Путина работают, по крайней мере, две тенденции: Кремль усиливает влияние на корпоративный сектор, поскольку миллиардеры-олигархи вроде Олега Дерипаски и Михаила Фридмана выстраиваются в очередь за дешевыми государственными кредитами под залог активов. Многие видят в этом первый шаг к переходу еще большего количества частных компаний под контроль Кремля. Второе преимущество Путина заключается в том, что других кандидатов в лидеры на горизонте не видно, и в обществе существует подспудное опасение - уход Путина равносилен утрате стабильности.
Пока что нам следует внимательно отслеживать динамику нефтяных цен, уровня безработицы в России, и социальный настрой в различных регионах страны, особенно в городах вроде Владивостока, чье благосостояние зависит от одного предприятия. 'Никто в Кремле не может быть уверен в том, что ждет впереди, - отмечает Шевцова. - Девятый вал еще не нахлынул'.
_____________________________________________________
Путин и деликатные 'гуру' ("Commentary Magazine", США)
Джонатан Стил: Все кончено, и Путин победил ("The Guardian", Великобритания)
Власть: история Владимира Путина ("Esquire", США)
Ральф Питерс: Почему мы должны бояться Путина ("USA Today", США)
Пол Грегори: Наказать Путина? ("The Washington Times", США)
Банда Путина теряет связь с реальностью ("The Boston Herald", США)
Корелли Барнет: Политика Путина - угроза миру? ("Daily Mail", Великобритания)
Заставить Путина платить ("The Wall Street Journal", США)
Майкл Доббс: Путин - не Гитлер ("The Washington Post", США)
Чарльз Краутхаммер: Как остановить Путина ("The Washington Post", США)
Владимир Путин мастерски ставит мат Западу ("The Times", Великобритания)
Буш упрекает Россию? Путин, должно быть, смеется до упаду ("The Guardian", Великобритания)