Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Другая Россия во внешней политике Литвы?

Ревизия внешней политики Литвы по отношению к России - рискованная политическая игра ради толкания новых фигурок на политической шахматной доске Литвы или перераспределения доступа к материальным ресурсам

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ревизия внешней политики Литвы по отношению к России - рискованная политическая игра ради толкания новых фигурок на политической шахматной доске Литвы или перераспределения доступа к материальным ресурсам. Никто не мешает успешно сотрудничать с Россией и без кричащей риторики, но вряд ли принципы современной внешней политики должны стать точкой отсчета в предвыборной рулетке. Остается надеяться, что Литве до и после выборов хватит здравого смысла не искать черта ради яблок

Во внешней политике Литвы по отношению к России мелькает перспектива ревизии. Ее "выдают" в последнее время все чаще высказываемые мнения о 'неразумной' литовской внешней политике с 'плохим имиджем', 'предназначенной для внутреннего потребления' и основанной на ценностях - как нарочно, в контексте отношений с Россией. Мнения выражаются и в Литве, и в России

Сегодня как будто появились новые условия для возможной ревизии внешней политики: избрание Обамы президентом США и возможные сдвиги во внешней политике, глобальные процессы перераспределения имущества, обострения региональных конфликтов и... неизбежное закрытие Игналинской АЭС, увеличение энергетической зависимости Литвы от России, приближающиеся выборы президента в Литве и т.п.

Интересно. В Литве снова, оказывается, ошибочно переводятся статьи прокремлевского, но фактически несуществующего россиянина Виктора Ольжича о провальной внешней политике Литвы. В переведенном на литовский язык тексте с ошибками новому правому правительству приписывается отказ от требований у России возмещения ущерба от советской оккупации.

Напоминаются не только обещания нового правительства прагматично оценивать отношения с России, но и словно пытаются сравнить эти обещания с недавней стратегией консерваторов по сдерживанию России.

Еще одна интересная деталь. Консерваторы и партия А.Валинскаса до сих пор не подписали согласованного соглашения политических партий о внешней политике Литвы. Если это нежелание поставить подпись не только рядом с партнерами по коалиции, но и с 'политическими трупами', но почему такая позиция не мешала подписать такой же документ в 2004 году? Возникает и более серьезный вопрос, действует ли до сих пор утвердившийся с 1993 года в литовской внешней политике консенсус? Кстати, история Литвы свидетельствует о том, что в бушевавшей до Миндаугаса так называемой военной демократии внешние действия внутри удачно согласовывались.

'В смелой стране', в которой, к сожалению, нет только бюджетного финансирования партий, пожелания делового сегмента нередко становятся направлениями деятельности партий, включая внешнюю политику. В последнее время все чаще слышатся политические нотки, будто наша внешняя политика будет более прагматичной - об этом говорят и бизнесмены. Многим представителям литовского бизнеса хотелось бы, чтобы риторика в адрес России существенно изменилась.

Взор обращается на президента, но его положение сегодня незавидно - как сказали бы американцы, это 'lame duck' (политик, срок полномочий которого подходит к концу, большой роли он не играет). Можно только гадать, кто поселится в президентском дворце.

До сих пор принципы литовской внешней политики были ясными: укреплять демократию, верховенство закона, стабильность в окружающем геополитическом пространстве. Литва, в некотором смысле амбициозное государство (лучше противоречиво оцениваемые амбиции, чем никакие), пыталась и пытается быть хранителем этих норм. Это не ново. Небольшие, но активные соседки - страны Северной Европы - давно считаются хранительницами норм.

Они бескорыстно помогают другим, даже далеким в географическом плане странам, а также достаточно успешно внедряют в международном сообществе принципы международного права, устойчивого развития, экологии, этнических деловых стандартов и т.д. Если перефразировать Фрекен Бок, 'чем мы хуже?'.

Отстранимся ли мы от обоюдности в отношениях ЕС-Россия, отвернемся ли от частично оккупированной Грузии, снизим ли активность в Украине, которая есть ключ к демократизации всего постсоветского мира и более тесным связям с западным обществом? Все это не мешает Литве более активно использовать региональные форматы, особенно с северными странами, и углублять политическое партнерство на Западе.

Мы интересны и ценимы лишь настолько, насколько можем предложить обусловленный историей опыт, новые идеи, способы решений, признавая, что объективно наши финансовые и человеческие ресурсы не настолько велики, как хотелось бы.

Реализация фундаментальных принципов по направлению к так называемому прагматизму имеет два направления.

Во-первых, это может быть желание правых кандидатов мобилизовать на президентских выборах более широкие слои населения. Во-вторых, это может трактоваться как угодничество перед российскими рынками, ее сырьем.

Ревизия внешней политики Литвы по отношению к России - рискованная политическая игра ради толкания новых фигурок на политической шахматной доске Литвы или перераспределения доступа к материальным ресурсам. Во внутренней жизни был бы нарушен консенсус и в долгосрочной перспективе повысилась бы напряженность в политике. Постоянное оспаривание позиции президента загнало бы Литву в ситуацию Польши, в которой видятся дуализм и эффективное ослабление.

Избиратели западной направленности пережили бы идейный шок, а кредит доверия Запада к Литве уменьшился бы. Несомненно, российскому политическому режиму несколько полегчало бы, если бы она отказалась от интересов в бывшем СССР.

Да, мы маленькие, но прежняя активность хотя бы свидетельствует о желании внести вклад в те ценности, которые являются основой западной идентичности, и в расширение круга друзей Запада в восточном соседстве ЕС. Односторонние уступки России нашего положения не улучшат. Об этом свидетельствуют примеры соседних государств.

Геополитическая логика диктует дальнейшую интеграцию в Западный мир на всех уровнях - энергетическом, инфраструктурном и ментальном.

Думаю, что премьер А.Кубилюс не откажется от своих мыслей включить в этот процесс деловые структуры Литвы, чтобы они играли по западным правилам.

В конце концов, хочется, чтобы требования и логика связанного с Россией бизнеса стали если не доминантой внутренней политики, то хотя бы значимым компонентом.

Никто не мешает успешно сотрудничать с Россией и без кричащей риторики, но вряд ли принципы современной внешней политики должны стать точкой отсчета в предвыборной рулетке. Остается надеяться, что Литве до и после выборов хватит здравого смысла не искать черта ради яблок.

Миндаугас Юркинас, доцент ИМОП ВУ

__________________________________

Внешняя политика-2008: На острие с Россией ("Литовский курьер", Литва)

Зарубежная политика Литвы: много амбиций, мало амуниции? ("Delfi", Литва)

Прибалтийский ответ Медведю ("The Washington Post", США)

Восточная политика Литвы ("Geopolitika", Литва)

* * * * * * * * * * * * * * *

На вопросы отвечает главВред? (Общественная палата читателей ИноСМИ)

"Малороссы", "хохлы", "украинцы" (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Геббельс позеленел бы от зависти (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Предсказания Распутина (Общественная палата читателей ИноСМИ)