Сегодня, когда остается чуть больше недели до вступления Барака Обамы (Barack Obama) в должность президента США, всем очевидно, что харизматический сенатор от штата Иллинойс скорее всего станет персоной номер один на международной арене в 2009 г. Во-первых, он теперь будет жить по самому вожделенному в мире адресу - Пенсильвания-авеню 1600. Во-вторых, весьма немаловажно уже то, что он - не Джордж Буш. Этот факт имеет большое значение, и от Обамы ждут великих дел - если, конечно, он не из робкого десятка.
Но, подобно тому, как жизнь не терпит пустоты, ни один мировой лидер не в состоянии почивать на лаврах, наслаждаясь гордым одиночеством на вершине. Взглянув чуть вниз, он всегда увидит, как кто-то уже карабкается по склону, полный решимости заставить его потесниться. И сейчас мы тоже видим такого дерзкого 'альпиниста' на другом краю планеты: это никто иной как непроницаемый Владимир Путин - лидер, для которого понятия 'быть вторым' просто не существует. Как он продемонстрировал на прошлой неделе, приняв решение прекратить экспортные поставки российского газа, в политике Путин действует по принципу 'все или ничего'. Для него существует только черное и белое, а любые компромиссы - от лукавого.
Теоретически Путин, занимающий пост российского премьер-министра, подчиняется президенту Дмитрию Медведеву, но на деле говорить такое - все равно, что утверждать: поскольку 'Манчестер Юнайтед' и 'Манчестер Сити' действуют в одном и том же городе, они и на футбольном поле равны по силам. Попробуйте поделиться этой мудростью с сэром Алеком Фергюсоном (Alex Ferguson) - я на вас посмотрю! Истина состоит в том, что Путин - единственный лидер, имеющий в России настоящий вес. И в этом качестве он лелеет мессианские амбиции, желая вернуть стране статус сверхдержавы. Причем, надо сказать, эти его надежды отнюдь не беспочвенны.
Будучи выходцем из КГБ, он относится к Западу в лучшем случае подозрительно, а в худшем случае - с презрением. Всякий раз, когда Западная Европа пыталась продвинуть зону своего влияния ближе к Уралу за счет расширения НАТо и ЕС, Путин говорил: 'Тпру!' Он выступал против войны в Ираке (и молодец, кстати), у него мягко говоря не вызывают восторга американские планы по размещению противоракетного 'щита' на российских задворках. Все это превращает его в грозного оппонента для Обамы и его новоназначенного госсекретаря Хиллари Клинтон (Hillary Clinton), и вряд ли их ждет такая же легкая жизнь, как предшественников.
США, как и весь капиталистический мир, сегодня ослаблены действиями алчных банкиров и политиков, исповедовавших принцип: жадность - синоним добродетели. Россия же до недавних пор, судя по всему, переживала финансовую бурю довольно успешно, благодаря своим нефтегазовым запасам и экономическому буму. Перекрытый газовый вентиль - вполне подходящий способ показать остальному миру комбинацию из трех пальцев, и Путин это отлично осознает. В свое время говорилось: стоит Вашингтону чихнуть, и весь мир подхватывает простуду. Теперь эту поговорку стоит переделать на новый лад: стоит России дунуть, и вся Европа дрожит от холода.
Такой политический настрой несомненно нашел бы понимание у Иосифа Сталина - неудивительно, что по итогам недавнего голосования в России этот жуткий диктатор занял третье место в списке самых влиятельных лидеров прошлого. Он уступил совсем немного князю Александру Невскому - жившему в 13 веке государственному деятелю, отразившему нападение немцев (что автоматически придает ему немалую популярность), но сам факт подобной 'реабилитации' Сталина говорит о новом умонастроении россиян. Недавно в школьные учебники были внесены поправки, подчеркивающие роль Сталина во Второй мировой войне и замалчивающие тему ГУЛага и массовых убийств, а под занавес 2008 г. полиция в Петербурге конфисковала важный архив с информацией о сталинских репрессиях [речь идет о цифровом архиве петербургского отделения общества 'Мемориал' - прим. перев.].
Сам Путин до сих пор избегал открытых славословий в адрес Сталина, но и его поклонники, и противники часто упоминают обоих в одном контексте. Ничего особо удивительного в этом нет. В России всегда существовала тяга к сильным лидерам, - централистские тенденции предопределены самими размерами этой страны и пестрым этническим составом ее населения - но сейчас эта потребность, пожалуй, актуальна как никогда. Хотя пока России удается справляться с последствиями мирового экономического спада, полного иммунитета от их воздействия у нее, естественно, нет.
Рубль подешевел по отношению к доллару на 15%, фондовый рынок рухнул, безработица растет, а не далее как на прошлой неделе полиция дубинками разогнала демонстрацию во Владивостоке. Сложившуюся ситуацию можно толковать двояко: либо по принципу 'добро пожаловать в реальный мир', либо как свидетельство о нарастающем недовольстве. Действия Путина в условиях кризиса станут подлинной проверкой его лидерских качеств. Возможно, он начнет давить недовольство на корню, как это делал грузин из Грозного [так в тексте - прим. перев.] в тридцатых, либо докажет, что он - сам себе голова и действительно ничем не уступает любому из мировых лидеров.
_____________________________________________________
Путин: Украина - это не Россия ("Правительство РФ", Россия)
Путин и деликатные 'гуру' ("Commentary Magazine", США)
Джонатан Стил: Все кончено, и Путин победил ("The Guardian", Великобритания)
Власть: история Владимира Путина ("Esquire", США)
Ральф Питерс: Почему мы должны бояться Путина ("USA Today", США)
Пол Грегори: Наказать Путина? ("The Washington Times", США)
Банда Путина теряет связь с реальностью ("The Boston Herald", США)
Корелли Барнет: Политика Путина - угроза миру? ("Daily Mail", Великобритания)
Заставить Путина платить ("The Wall Street Journal", США)
Майкл Доббс: Путин - не Гитлер ("The Washington Post", США)
Чарльз Краутхаммер: Как остановить Путина ("The Washington Post", США)
Владимир Путин мастерски ставит мат Западу ("The Times", Великобритания)
Буш упрекает Россию? Путин, должно быть, смеется до упаду ("The Guardian", Великобритания)