Обнародованные на этой неделе рассекреченные документы показывают: 30 лет назад, в разгар 'холодной войны' обороноспособность Британии находилась на столь низком уровне, что, если бы Россия вторглась на нашу территорию, мы не смогли бы защитить страну. В то время премьер-министр Джим Каллаган (Jim Callaghan) заметил: 'Если начнется война, нам остается уповать только на бога'. Один видный историк представляет себе развитие событий в случае такого гипотетического советского нападения следующим образом. . .
Трудно поверить, что со времен Англо-советской войны в январе 1979 г. прошло уже тридцать лет, однако об этом недвусмысленно напоминают грандиозные приготовления к торжествам по случаю юбилея - гигантские 'Катюши' и танки Т-90, выстроившиеся для парадного марша по Моллу от Адмиралтейской арки до Букингемского Дворца Трудящихся.
Семидневная война между СССР и Великобританией увенчалась одной из самых блестящих побед в истории. Даже сегодня, три десятка лет спустя, кажется невероятным, что такое современное государство, как Британия, могло рухнуть за столь короткий срок.
И по сей день мы не знаем, кто из сотрудников Министерства обороны допустил утечку в прессу содержания доклада, подготовленного в ноябре 1978 г. Объединенным комитетом по разведке (Joint Intelligence Committee (ОКР)). Его авторы предупреждали Джима Каллагана о серьезнейших изъянах всех элементов британской оборонной составляющей. Похоже ключевой фразой документа, в конце концов и побудившей СССР к нападению, стало следующее замечание: 'Имеющегося боезапаса сил ПВО хватит лишь на два-три дня боевых действий'.
Другие выводы доклада - о том, что ракет 'земля-воздух' имеется лишь на два пуска на установку, что ВВС 'критически' недостает летчиков, что сухопутные войска будут разбиты раньше, чем Британия успеет поставить под ружье резервистов - лишь подкрепляли уверенность русских в том, что затяжной войны не будет. И они оказались правы.
Всего через два месяца мрачные прогнозы ОКР подверглись проверке на практике: начались массированные авианалеты 'МиГов', взлетавших с 12 русских авианосцев, крейсировавших у побережья Норфолка и Суффолка, на основные британские аэродромы были выброшены 20 воздушно-десантных бригад, а военно-морская армада приступила к высадке 30 танковых дивизий в Восточной Англии.
В течение недели британские вооруженные силы сражались с невероятной доблестью, но из-за резкого сокращения оборонных расходов, проведенного бывшим премьером-лейбористом Гарольдом Вильсоном (Harold Wilson) сначала в шестидесятых, а потом в середине семидесятых годов, они были не в состоянии сдержать натиск русских.
Наполеону и Гитлеру не удалось поставить Британию на колени, но многолетняя экономия социалистов на обороне сделала то, чего не удавалось добиться ни одному завоевателю прошлого.
Джим Каллаган - патриот, участвовавший унтер-офицером во Второй мировой войне - написал на полях документа ОКР: 'Если начнется война, нам остается уповать только на бога!' Перед тем, как в мае 1979 г. его приговорили к 20 годам тюрьмы за 'преступления против пролетариата', премьер успел заявить, что причиной унизительного поражения страны стали 'безумные' решения, принятые его предшественником Вильсоном.
Поскольку президент США Джимми Картер не желал начинать третью мировую войну из-за события, которое по сути уже свершилось, британцам пришлось учиться жить заново под русским сапогом.
Несмотря на все обещания 'мира, земли, хлеба и солидарности', что не скупясь раздавали Советы, Британия - разделенная теперь на Английскую, Шотландскую, Валлийскую и Ольстерскую союзные социалистические республики в составе СССР - отнюдь не процветала. Подобно гражданам советских стран-сателлитов, входивших в Варшавский договор, британцы быстро убедились, что жизнь при коммунистическом строе - это отнюдь не тот 'рай для трудящихся', что сулили им профессора социологии в политехнических институтах и университетах.
Новый председатель Президиума Верховного Совета Английской ССР товарищ Артур Скаргилл сформировал коалиционное Политбюро с участием всего левого политического спектра - от Социалистической рабочей партии и сталинистов до крайне левого крыла Лейбористской партии.
Пост мэра Лондона достался Кену Ливингстону , председателем Комитета англо-советской дружбы стал Джордж Гэллоуэй , а наркомом торговли и промышленности - Дерек Хэттон . В общем, вся 'обойма' была налицо - не хватало только Тони Бенна . Тот, однако, предпочел уехать в Париж, когда его любимая Палата общин была переименована в Народную думу и заполнена марионетками.
В мае 1979 г. в стране состоялись всеобщие выборы, но поскольку к урнам для голосования допускали только членов Коммунистической партии, победу Скаргилла, получившего 99,8 % голосов, многие сочли нелегитимной. Однако 'Правда', 'Известия', ТАСС, Socialist Worker, Morning Star, Mirror, и, конечно, BBC объявили, что результаты выборов абсолютно законны, и, поскольку они были единственными разрешенными органами прессы, любая критика после этого сошла на нет.
Тот факт, что в последнюю минуту королеве и герцогу Эдинбургскому удалось бежать с военно-морской баз Фаслейн в Канаду, а принцу Чарльзу - в Новую Зеландию, еще больше подорвал легитимность режима Скаргилла, однако отдельные вспышки сопротивления были беспощадно подавлены в ходе так называемого периода 'замирения'.
Террор по-прежнему оставался самым мощным оружием Кремля. Британский ГУЛаг с центром в Суиндоне, охвативший значительную часть территории Уилшира (сегодня в его 64 концлагерях содержится 550000 заключенных), уже давно 'загружен' по максимуму. Практика помещения вполне здоровых диссидентов в психиатрические лечебницы продолжается и сегодня: она позволяет властям накачивать сильнодействующими лекарствами людей, которых они объявляют душевнобольными, а на деле - противников режима. Очередным свидетельством жестокости нынешней власти стали недавние события - незадолго до Рождества был арестован, подвергнут пыткам и расстрелян консервативный общественный деятель Дэмиен Грин .
Коллективизация сельского хозяйства и введение пятилетних планов, устанавливающих объемы выпуска всех видов продукции, привело к коллапсу производства продуктов питания, вызвавшему в середине восьмидесятых голод в некоторых районах Английской ССР - особенно после того, как нарком продовольствия воплотил в жизнь рекомендации нового премьер-министра Зимбабве Роберта Мугабе.
Наиболее зримым изменением британского ландшафта в период советской оккупации - помимо громадных портретов Леонида Брежнева, Артура Скаргилла и Андрея Громыко на фасадах общественных зданий, например, Народной картинной галереи на Трафальгарской площади, и открытия грандиозных музеев Ленина и Сталина в Южном Кенсингтоне - стала передача всех церквей государству.
Вместо культовых обрядов, распространявших 'опиум для народа' там теперь проводятся атеистические выставки и экспозиции советской реалистической живописи, мероприятия Краснозвездной бойскаутской организации, чемпионаты по шахматам, международные конференции в защиту мира, торжества в честь русского оружия - 'Катюши', автомата Калашникова - и обязательные для посещения воскресные курсы теории и практики марксизма-ленинизма.
Новоявленное Политбюро с рвением фанатиков насаждало в стране диктатуру пролетариата. 1 мая 1979 г. были упразднены все частные школы, что создало хаос в государственной системе образования, которая должна была в одночасье принять сотни тысяч новых учеников.
Затем были национализированы все крупные предприятия, и даже некогда могущественные банки, финансировавшие промышленность, были поставлены под централизованный контроль - о таком не осмеливалось мечтать даже крайне левое крыло прежней Лейбористской партии. В результате любые решения по экономическим вопросам, даже самым незначительным, принимались теперь Наркоматом финансов. Золотой запас Банка Англии был передан Кремлю 'на хранение'. Вся частная собственность была конфискована государством; оно же стало единственным работодателем в стране.
[Здесь в оригинале пропущено несколько фраз. Очевидно, главой британского правительства в изгнании автор сделал Маргарет Тэтчер - прим. перев.]
Хотя она без труда убедила Рональда Рейгана, Джеральда Форда и Генри Киссинджера в необходимости освобождения Британии, президент Картер считал своим христианским долгом не злить русского медведя.
Президент Джордж У. Буш пообещал 'смену режимов' в Европе, - вроде той, что союзники силой осуществили на Континенте после высадки в Нормандии - но этому не суждено было сбыться. Вместо этого скорбящий мир уже в эти выходные увидит на лондонском параде оружие массового поражения во всей его устрашающей мощи.
Тэтчер благополучно пережила три покушения на свою жизнь: в первый раз КГБ заложил бомбу в вашингтонском отеле 'Уиллард', где она жила, зачем в ее чай подмешали радиоактивный полоний-210, а в третий раз ее чуть было не укололи в ногу отравленным зонтиком. Но после того, как Тэтчер в 2000 г. ушла в отставку, британское Движение сопротивления уже девять лет фактически остается без 'рулевого'.
Сегодня жители бывшего Соединенного королевства горько жалеют о том, что когда-то позволили Лейбористской партии сократить оборонные расходы сверх всякой меры. Такая же ошибка в двадцатые и тридцатые, когда Министерство финансов по сути определяло все решения правительства, едва не привела к катастрофе в годы Второй мировой войны. В 1979 г. катастрофа все же разразилась. Деньги надо было тратить на строительство авианосцев, создание современных истребителей и танков, приборы ночного видения, достойное жилье для военных и их семей, хорошо защищенную бронетехнику, накопление арсенала боеприпасов, чтобы их хватило не на считанные дни, а на месяцы, и т.д. и т.п. Однако в своей бюджетной политике лейбористы абсолютно неправильно расставили приоритеты.
Чем это обернулось, мы видим сейчас: свобода Британии задушена, а русские ветераны в мундирах, обвисших под тяжестью орденов и медалей, маршируют по центру нашей столицы. Кстати, в честь тридцатой годовщины победы была изготовлена и специальная юбилейная медаль. Ленточка выдержана в цветах Юнион-Джека, а на самой награде изображен Биг-Бен, увенчанный серпом и молотом. На лицевой стороне выбито 'За покорение Британии, 1979-2009', а на обратной, по-русски - фраза 'Хочешь мира - готовься к войне'.
Эндрю Робертс - автор книги 'Стоявшие у руля: как Рузвельт, Черчилль, Маршал и Аланбрук выиграли войну на Западе, 1941-1945' (Masters And Commanders: How Roosevelt, Churchill, Marshall And Alanbrooke Won The War In The West 1941-45), выходящей в издательстве Penguin
* * *
* Arthur Scargill в реальности - левый британский политик-лейборист, с 1981 г. глава мощного Национального профсоюза шахтеров. Сочувствовал СССР. В 1984 г. возглавил общенациональную забастовку шахтеров, протестовавших против реструктуризации угольной промышленности правительством Маргарет Тэтчер. Стачка, продолжавшаяся целый год, закончилась поражением горняков. После избрания Тони Блэра лидером Лейбористской партии Скаргилл покинул ее ряды и создал собственную Социалистическую рабочую партию. Популярности у избирателей она, однако, не завоевала. (Вернуться к тексту статьи)
* Ken Livingstone - левый политик-лейборист. В реальности занимал пост мэра Лондона с 2000 по 2008 г. (Вернуться к тексту статьи)
* George Galloway - в реальности, британский политик-радикал, член Парламента. Резко выступал против войны в Ираке и политики Тони Блэра в целом, за что в 2003 г. был исключении из Лейбористской партии. После этого основал собственную партию 'Достоинство' (Respect). (Вернуться к тексту статьи)
* Derek Hatton - левый политик-лейборист, пользовавшийся популярностью в начале 1980-х гг. Занимал пост заместителя председателя городского совета Ливерпуля. В 1986 г. исключен из лейбористской партии за принадлежность к троцкистской фракции Militant. Позднее - радиоведущий и владелец риэлтерской компании на Кипре. (Вернуться к тексту статьи)
* Tony Benn - видный британский политик-лейборист, член Парламента с 1950 по 2001 г. Занимал ряд постов в лейбористских кабинетах в 1960-х - 1970-х гг. Был одним из лидеров левого крыла Лейбористской партии. (Вернуться к тексту статьи)
* Damian Green - британский политик, министр по делам иммиграции в 'теневом кабинете' Консервативной партии. В реальности - в конце ноября 2008 г. был арестован по обвинению в причастности к обнародованию конфиденциальных документов британского МВД, затем выпущен под залог. (Вернуться к тексту статьи)