Киев - Уже более десяти лет мир ждет от российской авиакосмической отрасли создания истребителя пятого поколения, который пришел бы на смену МиГ-29 и Су-27/Су-30, разработанным более 25 лет назад и стал аналогом самолетам Lockheed Martin F-22A Raptor и F-35 Lighting II Joint Strike Fighter (JSF). Проект, к которому подключена практическая вся российская военно-авиационная промышленность, называется ПАК-ФА ('Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации).
В конструкторском бюро прототип получил обозначение Т-50. Сборка самолета началась на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении (КНААПО) в Хабаровском крае на Дальнем Востоке России. 'На заводе КНААПО работа кипит', и первый полет самолета запланирован на 2009 - самое позднее 2010 год, сообщает источник, близкий к программе.
Появление российского истребителя пятого поколения должно стать бальзамом на душу ВВС США, которые давно стремятся воспользоваться этой программой как жупелом, чтобы оправдать приобретение новых F-22A и финансирование программы F-35. Но в пентагоновском департаменте ВВС еще рано обкладывать шампанское льдом. По иронии судьбы ПАК-ФА, похоже, проходит тот же самый мучительный путь от первого полета до принятия на вооружение, который начался с выбора прототипа YF-22 в начале 1990-х.
'Во время испытательных полетов YF-22 и [Northrop-McDonnell-Douglas] YF-23 'победителем' была признана разработка Lockheed, несмотря на то, что самолет-прототип не продемонстрировал качеств 'невидимки', не имел на испытаниях работающего радара и комплекта авионики и не преодолел звуковой барьер без применения форсажа. Так что на демонстрационных полетах 'испытывалась' только аэродинамическая конструкция', - говорит американский специалист по авиации и технологии 'стелс' Джим Стивенсон (Jim Stevenson). Стивенсон - автор многочисленных статей об F-22A, а также подробных исследований, посвященных разработке F-18 и злополучному проекту A-12.
'По сути, ВВС США выбрали победителя, а потом сказали: ну, раз вы официально победили, то идите и разрабатывайте самолет, на что ушло еще 14 с половиной лет от первого демонстрационного полета практически пустых прототипов до официального принятия F-22A на вооружение в конце 2005 г.', - говорит Стивенсон.
Похоже, ПАК-ФА ждет такая же судьба. Прототип совершит первый полет в ближайшие год-полтора, но, по-видимому, эти демонстрационные полеты - как и в случае с F-22A - покажут, что он не соответствует почти ни одному из оперативных требований российских ВВС.
Представители российской авиационные промышленности, имеющие отношение к программе, сообщили THE WEEKLY STANDARD, что 'установленный на самолете радар от конструкторского бюро НИИП будет вариантом радара 'Ирбис-Э' с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР), которым оснащен самолет Су-35, а не активной фазированной антенной решеткой (АФАР), как того требуют условия программы. Двигателем будет модернизированный вариант установленного на Су-27 двигателя АЛ-31Ф третьей серии, а не разработка следующего поколения АЛ-41Ф1. Что касается авионики, то систем нового поколения здесь тоже будет немного'.
В середине 2007 г. генеральный директор компании 'Сухой' Михаил Погосян и другие высокопоставленные представители российской авиационной отрасли, сглаживая ожидания, намекали на то, что эти бортовые системы, возможно, не будут готовы к первому полету самолета-прототипа, и он будет оснащен ими позже. Отвечая на вопрос о разработке двигателя во время авиашоу в Ле Бурже под Парижем в июне 2007 г., Погосян заявил, что 'поскольку серийное производство охватывает период в 30 лет, и еще 30 лет составляет срок службы, двигатель и другие системы за время серийного производства существенно изменятся. Это нормально'.
Согласно разделению труда, установленному для ПАК-ФА, на заводе КНААПО будет осуществляться окончательная сборка. Новосибирский завод НАПО им. Чкалова будет поставлять носовую часть и другие компоненты из углепластика. Но, как ранее сообщали THE WEEKLY STANDARD в Новосибирске, 'планов размещения крупной доли производства [ПАК-ФА] в Новосибирске нет - в значительной степени из-за характера местной рабочей силы у нас в Сибири. Поскольку в настоящее время здесь в Новосибирске столько коммерческих компаний, при такой конкуренции со стороны частного сектора слишком сложно привлечь достаточно талантливых инженеров'.
Но проблемы с рабочей силой - лишь одна из тех трудностей, с которыми сталкивается сегодня российская оборонная промышленность. Среди них непонимание правительством проблем отрасли, отсутствие инвестиций и технологические затруднения - от них буквально требуют, как гласит старая басня, 'вить веревки из песка'.
Примером был недавний телемост на российском государственном телевидении, в ходе которого премьер-министр России Владимир Путин, отвечая на вопрос телезрителя о программе ПАК-ФА, заявил, что 'мы разрабатываем такие самолеты, работа идет по плану. Уверен, что и в российских Вооруженных Силах они появятся, и очень бы хотелось, чтобы они появились вовремя'.
Требуя, чтобы ПАК-ФА появился вовремя, Путин и компания демонстрируют, что они посвятили недостаточно времени чтению докладов на тему 'Почему Советский Союз исчез как национальное государство'. Правило номер один гласит, что желаемого результата нельзя добиться одним лишь принятием соответствующего указа. Хотя в мае 2007 г. вице-премьер и председатель правления российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Сергей Иванов и заявил, что Погосян 'подтвердил, что прототип совершит свой первый полет в конце 2008 г.', из-за этих технологических препятствий он состоится как минимум на год позже.
'Наиболее вероятное ближайшее будущее ПАК-ФА таково, что демонстрационные прототипы совершат ряд полетов - как в случае с МФИ 1.44 Микояна и С-37/Су-47 Сухого - а затем реализация программы замедлится или вообще приостановится, пока отрасль будет пытаться закончить разработку этих бортовых систем', - говорит один московский аналитик, знакомый с программой.
Общее мнение представителей промышленности, которые беседовали с THE WEEKLY STANDARD, таково, что преодоление этих технологических затруднений в значительной мере зависит от того, будут ли подключены зарубежные партнеры - и их финансы. Разработка авионики и компонентов радара потребует значительных инвестиций в российскую электронную промышленность, которой уже много лет не уделяется достаточного внимания. У России, переживающей в настоящее время самый тяжелый экономический кризис после гиперинфляции 1990-х, просто нет ресурсов, необходимых для того, чтобы ввести ее обветшавшую военно-промышленную базу в XXI век. По самым оптимистическим оценкам, серийные самолеты ПАК-ФА поступят в ВВС не ранее 2016 г., а зарубежные покупатели получат этот самолет гораздо позже.
Ранее у России были надежды на то, что в качестве партнера по программе ей удастся привлечь Бразилию. Озабоченная тем, что товарищ президент Уго Чавес из соседней Венесуэлы приобретает столько современного российского вооружения, Бразилия, крупнейшая страна Южной Америки, решила приступить к масштабной модернизации своих давно устаревших ВВС. Россия надеялась убедить Бразилию присоединиться к программе ПАК-ФА, но президент России Дмитрий Медведев, посетивший в прошлом году Бразилию с государственным визитом, не убедил администрацию президента Луиса Инасио Лула да Силва подключиться к проекту.
Российские официальные лица предлагали ВВС Бразилии приобрести партию самолетов Су-35, а затем принять участие в разработке ПАК-ФА, однако командующий ВВС Жунити Саито (Juniti Saito) заявил: 'Не хочу очернять имидж Сухого, но проект не соответствует нашим потребностям'. Перевод: Бразилия не в состоянии финансировать разработку российского истребителя, который еще не производится и нескоро будет производиться - ей нужно то, что она может взять с прилавка прямо сейчас.
ВВС Бразилии, ранее отстранившие Су-35 от конкурса FX-2, заявили, что истребители Сухого были исключены из программы из-за компромиссов, на которые пришлось бы идти в плане передачи технологии. Эта ситуация почти прямо противоположна тому, что было несколько лет назад, когда Су-35 прошел в последний раунд конкурса FX-2 прежде, чем программа перешла в состояние неопределенности. Тем временем, Россия начала терять технологическое преимущество, которое делало ее столь привлекательной для зарубежных покупателей, а в нынешних условиях у них вряд ли найдутся финансовые средства для исправления этой ситуации.
Представитель одной из компаний-партнеров по ПАК-ФА заявил THE WEEKLY STANDARD, что 'ситуация очень проста. В настоящее время единственным в мире истребителем пятого поколения, находящимся в строю, является F-22A. Такое положение вещей вряд ли изменится в ближайшем будущем'.
Рейбен Джонсон - регулярный автор THE WEEKLY STANDARD Online
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
Любимые злодеи русского народа (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Год крысиного короля (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Теперь я греюсь у костра... (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Клятва президента (Общественная палата читателей ИноСМИ)
________________________________
Несмотря на бахвальство России, возраст сказывается на ее оружии ("The Baltimore Sun", США)
Возрождается ли военная мощь России? ("Geopolitika", Литва)
Как одержать победу в следующей "холодной войне" ("Asia Times", Гонконг)