В начале января на российском новостном портале REGNUM была опубликована статья обозревателя Виктора Ольжича, в которой он представил критический обзор внешней политики Литвы за прошлый год и настоятельно рекомендует Литве отказаться от жесткой позиции в отношении России и перейти к политике "дипломатических реверансов в сторону России", которую этот придуманный российскими политтехнологами деятель называет прагматичной.
Эта статья соответствует развернувшимся в Литве дискуссиям о пересмотре внешней политики и задает значимый вопрос - возможна ли принципиально какая-либо выгодная Литве альтернатива нынешней позиции по отношению к России и получится ли в корне нормализовать отношения с Россией, если Литва перейдет к так называемой прагматичной политике? И какой будет цена нормализации отношений?
Европейская солидарность: ради чего?
Критикуя внешнюю политику Литвы, обозреватели (как в Литве, так и в России) чаще всего призывают на помощь два аргумента. Во-первых, постоянно выскакивающая из-за своей 'твердолобости' Литва рискует превратиться в отверженную страну ЕС, то есть, идет по пути самоизоляции. Во-вторых, ценностная риторика, которой Литва руководствуется в отношениях с Россией, не дает никакой реальной выгоды (собака лает - караван идет) и поощряет Москву использовать меры энергетического шантажа (часто 'достается' аргумент, что именно из-за твердолобой внешней политики Литва платит за газ больше, чем европейцы).
Эти аргумент нельзя отразить? Точно нет. И вот почему.
Очевидно, что для отношений ЕС с Россией характерна искусственная инерция. И эта инерция не появляется ниоткуда. Надо, наконец, признать, что внутри ЕС общих ценностей куда меньше, чем утверждается. ЕС - это сообщество, внутри которого тоже ведутся силовые игры (только с чуть более 'человеческим лицом').
Не секрет, что двигатель интеграции ЕС - Германия и Франция - в отношениях с Россией руководствуются традицией 'сожительства' и взаимовыгодного политического и экономического обмена. Именно эти страны диктуют внешнеполитическую моду в Европе. Именно они могут сказать, какое действие другой страны ЕС является выходкой и самоизоляцией, а какое, наоборот, - 'европейской ценностью'.
Что в такой ситуации должна делать Литва? Первый путь - 'растаять' в постоянных поисках 'европейского компромисса и смириться с ролью маленького и периферийного государства ЕС. Второй выбор - пытаться перенести в политику ЕС свои национальные интересы, то есть, делать то, что делают немцы, французы и итальянцы. Или, по крайней мере, стараться, чтобы этот 'европейский компромисс' был как можно ближе к его 'литовской' концепции.
И вот пример. Принято утверждать, что в торговле энергоресурсами ЕС и Россию связывает взаимная зависимость. Одним нужны природные ресурсы, другим - рынки сбыта. Однако странно, что в условиях взаимной зависимости российские энергетические компании имеют возможность проникать на энергетический рынок Европы, между тем, в самой России действуют четкие ограничения для иностранных инвесторов. Очевидно, что условия неравноценны.
И когда Литва призвала ЕС решать эту проблему, т.к. в противном случае переговоры с Россией о новом договоре стратегического партнерства лишены смысла, такие действия Литвы сразу оцениваются как посягательство на мистифицированную солидарность ЕС.
Требование Литвы не возобновлять переговоры с Россией до тех пор, пока не будет осуществлен план мирного урегулирования (т.е. вывод с территории Грузии российских войск) точно также было выражением здравого смысла, если учитывать, что нет никакой логики в договоре со страной, которая еще до его заключения демонстрирует нежелание руководствоваться таким документом.
И если постановка этих болезненные для России вопросов в ЕС оценивается как выходка Литвы с намеками на пропущенный в очередной раз повод помолчать, невольно может возникнуть вопрос - зачем нам вообще такой союз нужен?
Можно ли по-другому?
Часто отмечается, что Литва должна перенять практику прагматичных отношений Германии с Россией. Действительно, немцы могут позволить себе это. За определенные политические и экономические скидки Германия может получить прибыльные контракты с российскими предприятиями. Возникает вопрос, возможна ли такая политика в отношениях Литвы и России? Вряд ли, потому что никто Литве контракты предлагать не будет. Разве что сама Литва станет частью какого-нибудь контракта.
Проблема в том, что для России двусторонние отношения с малыми государствами - это игра с нулевой суммой выигрыша. Обычно в двусторонних отношениях одна страна демонстрирует добрую волю и идет на уступки, другая сторона в таком случает тоже идет навстречу, однако в случае с Россией такая логика не действует. Россия уступки со стороны малых государств воспринимает как слабость, что поощряет только к увеличению давления.
Этот урок очень хорошо выучила Беларусь - самый преданный партнер России в Европе. Да, правда, Минск из всех европейских стран платит за российских газ меньше всего. Но неужели ничего больше? Россия уже, по сути, контролирует стратегические направления в белорусском хозяйстве, опутывает эту страну различными финансовыми обязательствами, рассматривает возможность дислоцировать систему противоракетной обороны. Иначе говоря, Россия осуществляет политику 'поглощения' Беларуси.
Очевидно, что никакого равноценного обмена между Беларусью и Россией быть не может. Не может его быть и между Литвой и Россией. Если только за счет политической независимости Литвы.
Лауринас Кащюнас, Живиле Дамбраускайте, Центр геополитических исследований Востока
_________________________________
Другая Россия во внешней политике Литвы? ("Delfi", Литва)
Внешняя политика-2008: На острие с Россией ("Литовский курьер", Литва)
Зарубежная политика Литвы: много амбиций, мало амуниции? ("Delfi", Литва)
Прибалтийский ответ Медведю ("The Washington Post", США)
Восточная политика Литвы ("Geopolitika", Литва)
* * * * * * * * * * * * * * *
Любимые злодеи русского народа (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Год крысиного короля (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Теперь я греюсь у костра... (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Клятва президента (Общественная палата читателей ИноСМИ)