Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия сама себе наносит ущерб

Россия сама себе наносит ущерб picture
Россия сама себе наносит ущерб picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Я не понимаю ценовой политики Москвы. 'Газпром' официально говорит, что требует от Киева оплаты по рыночным ценам. Но в действительности, озвучивая 450 долларов за 1000 кубометров, предлагает Украине цену, которая существенно превосходит сумму, которую платят, например, Франция и Германия, то есть - 400 долларов. А именно в 2008 году

Москва несет главную ответственность за газовый конфликт, считает российский оппозиционный политик Рыжков. Кремль хочет отомстить Украине - в конечном итоге, нанесет ущерб сам себе. В интервью он критикует бывшего канцлера Шредера

Владимир Рыжков является одним из самых известных российских оппозиционных политиков. С 1993 по 2007 гг. он был депутатом Госдумы и среди прочего заместителем председателя Думы и главой фракции правящей партии 'Наш дом - Россия'. Учитель по образования считался близким доверенным лицом бывшего главы 'Газпрома' и бывшего премьер-министра Виктора Черномырдина.

FOCUS Online: Как дошло до газового спора?

Рыжков: Меня самого очень удивило то, как развивалась ситуация. Поскольку мне кажется, что в действительности не было повода для всего этого кризиса. Кремль мог бы все решить мирно, но он этого не хотел.

FOCUS Online: Как могло бы выглядеть решение?

Рыжков: Украина находится в драматической ситуации, экономика в упадке, также и вследствие мирового финансового кризиса, который ее особенно сильно коснулся. Поэтому Киев сейчас не в состоянии выплатить свои долги. Но подобную ситуацию мы часто имели в 90-е гг. Тогда с этим умели обращаться так, что Москва просто предоставляла отсрочку платежей и ждала с возвратом денег, пока на Украине не приходили лучшие времена, и у Киева снова появлялись деньги. Это хорошо работало, и для обеих сторон было разумным решением. Разумнее, чем просто перекрывать газ другой стране в леденящую стужу.

FOCUS Online: Но речь же идет не о долгах, а о цене за газ. Почему в этом вопросе нет согласия?

Рыжков: Я не понимаю ценовой политики Москвы. 'Газпром' официально говорит, что требует от Киева оплаты по рыночным ценам. Но в действительности, озвучивая 450 долларов за 1000 кубометров, предлагает Украине цену, которая существенно превосходит сумму, которую платят, например, Франция и Германия, то есть - 400 долларов. А именно в 2008 году. К тому же ситуацию усложняет еще и то, что цены на нефть сильно упали и, следовательно, цена на газ, которая к ним привязана, также сильно падает. Итак, это далеко не рыночная цена, которую Москва предлагает Украине, а сильно завышенная цена. Не стоит говорить, например, о Белоруссии, которая платит лишь часть цены.

FOCUS Online: Почему Москва ставит Киеву такие условия?

Рыжков: Экономически это объяснить невозможно, и это противоречит ранее достигнутым договоренностям между двумя странами. В действительности Москва преследует другие цели. Речь идет о политическом решении. Кремль хочет, чтобы президент Виктор Ющенко и премьер-министр Юлия Тимошенко заплатили за свою прозападную внешнюю политику.

FOCUS Online: Следовательно, это не торговый спор, как считают многие в ЕС?

Рыжков: Совсем нет. Подобная интерпретация происходящего наивна. Москва делает политику с помощью нефти и газа. Сейчас Кремль наглядно показывает Западу его зависимость и хочет форсировать реализацию проекта строительства трубопровода по дну Балтийского моря, который должен поставлять газ из России прямо в Германию, минуя территорию восточноевропейских стран.

FOCUS Online: Как можно разрешить конфликт?

Рыжков: Очень просто. Необходимо только, чтобы Москва руководствовалась бы экономическими интересами вместо политических. Тогда на пути разумного компромисса ничего бы не стояло. Например, можно было бы договориться о цене, которая бы ориентировалась на цену для Германии за вычетом скидки, так как транспортные пути на Украину короче. В ответ Украина могла бы получить более высокие тарифы за транспортировку российского газа на Запад.

FOCUS Online: Является ли Украина невинной жертвой?

Рыжков: Нет, Украина также виновна в кризисе. Но в меньшей степени, чем Россия. Москва использует свою роль в качестве монополиста и диктует свои условия. Она хочет навязать украинцам цену, которую они не могут платить, и которая была бы нереальной в нормальных рыночных условиях, если бы существовала конкуренция. Монополист - опасен. Для других стран это должно стать уроком.

FOCUS Online: Какие последствия будет иметь газовый конфликт?

Рыжков: Москва с ее полезными ископаемыми проводит агрессивную и несправедливую политику. Тем самым в долгосрочной перспективе нынешнее руководство наносит ущерб России, поскольку подрывает доверие к нашей стране как надежному поставщику энергоресурсов и побуждает нынешних клиентов к поиску альтернатив.

FOCUS Online: В самый разгар кризиса бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер ездил к Владимиру Путину в Санкт-Петербург и поддержал позицию Кремля. Как Вы оцениваете его роль?

Рыжков: Шредер работает на концерн, в котором большую часть акций имеет 'Газпром', за это ему хорошо платят. Когда я сейчас в эти дни смотрю на его позицию, то вспоминаю о поговорке, которую я выучил в детстве: 'Кто платит, тот и заказывает музыку'.

______________________________

Путин, оставь в покое Украину! ("Christian Science Monitor", США)

'Газпром' и борьба за влияние ("The Independent", Великобритания)

У России на руках не все козыри ("The Independent", Великобритания)

Европа, 'медведь' и газ ("Le Monde", Франция)

Холодное оружие Путина может обернуться против него ("The Independent", Великобритания)

Новая 'холодная война' в Европе ("The Independent", Великобритания)

Риски зависимости от русского медведя ("The Independent", Великобритания)

Россия: Капиталистическая революция ("The Guardian", Великобритания)

За газовым спором - битва олигархов ("The Financial Times", Великобритания)

Путин наносит новый удар ("The Globe And Mail", Канада)

А они отключат газ ("The Weekly Standard", США)